Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 N 88-34665/2023 (УИД 08RS0001-01-2022-005810-69)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он и его семья были исключены из списков лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2023 N 88-34665/2023 (УИД 08RS0001-01-2022-005810-69)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он и его семья были исключены из списков лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2023 г. N 8г-29508/2023
дело N 2-233/2023 | УИД 08RS0001-01-2022-005810-69 |
Резолютивная часть определения объявлена 28 сентября 2023 года.
Определение в полном объеме изготовлено 5 октября 2023 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С.,
судей Лозовой Н.В., Песоцкого В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 11 мая 2023 года (судьи Коченкова Л.Д., Цакирова О.В., Сидоренко Н.А.) по делу по иску С.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о признании незаконным решения по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения представителя истца - Б. (доверенность от 31 января 2023 года), просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать,
установил:
С.А. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что он решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 года с составом семьи из 5 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета. 15 сентября 2022 года решением комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России по Республике Калмыкия решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 года на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, признано незаконным и С.А. с составом семьи 5 человек исключен из списков лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия. По мнению комиссии С.А. совершил действия, предусмотренные
частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а именно, 16 мая 2018 года сменил перед постановкой на учет регистрацию с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Полагал, что решение комиссии от 15 сентября 2022 года является незаконным, поскольку смена его регистрации и членов семьи явилась вынужденной мерой и не связана с созданием искусственных условий по ухудшению жилищных условий, поскольку собственник домовладения намеревался продать недвижимое имущество. Указанное также подтверждается тем, что в период времени с 1 января 2016 года по 2021 год истец с семьей на основании договора найма жилого помещения фактически проживал по иному адресу: <...>. Тем самым до и после смены адреса регистрации жилищные условия истца и членов его семьи не изменились. На основании протоколов жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия и приказов Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия истцу выплачивалась компенсация за наем жилого помещения по указанному адресу. С учетом уточнений просил признать решение комиссии от 15 сентября 2022 года незаконным, обязать Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения с составом семьи из 5 человек со дня постановки на учет 14 декабря 2018 года, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В письменных возражениях на исковое заявление начальник Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия М., не соглашаясь с заявленными требованиями, указал, что довод истца о том, что смена места регистрации не влечет ухудшение жилищных условий, поскольку он фактически проживал по иному адресу, правового значения не имеет. Истец и его супруга приходятся родственниками собственников жилых помещений, в которых они были зарегистрированы в качестве членов семьи. Они добровольно отказались от пользования жилым помещением по месту регистрации, что свидетельствует о намеренном создании нуждаемости в жилье. Сведений о вынужденном характере смены регистрации истцом не представлены.
В письменном отзыве на возражения представителя ответчика представитель истца по доверенности Б. указала, что изменение регистрации истца и членов его семьи не является определяющим обстоятельством, свидетельствующим о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку они фактически не вселялись в жилые помещения по месту регистрации и их жилищные условия с момента постановки на учет до настоящего времени не изменились.
В судебном заседании суда первой инстанции истец С.А. и его представитель Б. заявленные требования поддержали. В части требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. отказались, о чем принято процессуальное решение о прекращении производства по данному требованию.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия по доверенности И. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку при постановке на учет истец представил недостоверные сведения о нуждаемости в жилом помещении.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований С.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 11 мая 2023 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 14 февраля 2023 года отменено. Исковые требования С.А. удовлетворены. Суд признал незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по Республики Калмыкия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Республики Калмыкия, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России по Республики Калмыкия от 15 сентября 2022 года N 09/2022 о признании решения комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 года N 41 незаконным и исключении С.А. с составом семьи 5 человек из списков лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия. На Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия возложена обязанность восстановить С.А. с составом семьи 5 человек в списки лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия, с момента обращения 14 декабря 2018 года.
Не согласившись с вынесенным апелляционным определением, Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение городского суда.
В кассационной жалобе Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия указывает на то, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на ошибочном толковании норм материального права, при разрешении дела судом неверно установлены юридически значимые обстоятельства, нарушены правила оценки доказательств, установленные
статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу чего обжалуемое постановление не отвечает требованиям
статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку С.А., претендующим на получение единовременной социальной выплаты, в комиссию Главного управления были представлены документы, содержащие недостоверные сведения с места жительства членов его семьи за последние 5 лет до подачи рапорта о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, кассатор полагает, что выводы суда апелляционной инстанции о необоснованности решения жилищной комиссии Главного управления о снятии с учета для получения являются неправомерными. Более того, с 2018 года и по настоящее время истец и члены его семьи постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <...>, принадлежащем его дяде - Д.Э.ЛА. В связи с этим С.А. и члены его семьи все еще имеют право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена его семьи. Более того, сохранение регистрации истца по адресу: <адрес> до настоящего времени свидетельствует и о том, что право пользования этим домом признается за ним и собственником этого жилого помещения, который не обращался к С.А. с требованием сняться с регистрационного учета, а также не заявлял требования о признании С.А. и членов его семьи утратившими право пользования домом в судебном порядке. В этой связи довод истца о том, что смена мест регистрации не повлекла ухудшение жилищных условий, так как с 2016 по 2021 годы он с членами семьи фактически проживал по адресу: <адрес> правового значения не имеет.
На основании
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения не имеется.
Как следует из материалов дела, С.А. проходит службу в ФГБУ "1 ОФПС по Республике Калмыкия" и имеет следующий состав семьи: он, супруга С.В., <данные изъяты> г.р., дочь С.А., <данные изъяты> г.р., сын С.О., <данные изъяты> г.р., дочь С.И., <данные изъяты> г.р.
Решением Жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 года (протокол N 41) С.А. с составом семьи из 5 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета по условиям
подпункта 1 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
15 сентября 2022 года решением комиссии (протокол N 09/2022) Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия, федеральных государственных гражданских служащих и работников МЧС России по РК (далее - Комиссия) решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 14 декабря 2018 года на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), признано незаконным и С.А. с составом семьи 5 человек исключен из списков лиц, состоящих для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Главном управлении МЧС России по Республике Калмыкия.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
пунктами 4,
5,
11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, пришел к выводу о правомерности снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета и отсутствии правовых оснований для постановки истца на такой учет в связи с тем, что истцом менее чем за пять лет до рассмотрения жилищным органом вопроса о наличии права для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения совершены действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий с намерением приобретения права состоять на соответствующем учете как нуждающийся в получении единовременной социальной выплаты.
С данными выводами апелляционная судебная коллегия не согласилась как с не соответствующими требованиям материального закона и основанными на неправильном применении норм материального права, ввиду следующего.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона предусмотрено право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу
пунктов 1,
2 части 3 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно
части 5 статьи 4 Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с
пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Таким образом, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с
пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В силу
подпункта "г" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из приведенных норм материального права следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Основания для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты при совершении действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона неразрывно связаны с намерением такого лица получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются: установление при совершении истцом и членами его семьи действий по распоряжению принадлежащим им недвижимым имуществом намерений получить социальную выплату в большем размере и привели ли данные действия к ухудшению жилищных условий.
Как следует из содержания решения комиссии от 15 сентября 2022 года С.А. и члены его семьи с 5 сентября 2017 года постоянно были зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>. Исходя из площади квартиры (113,2 кв. м) и количества зарегистрированных лиц (6 человек) обеспеченность по указанному адресу на каждого члена семьи приходилась в 18,8 кв. м. Перед постановкой на учет С.А. и члены его семьи 16 мая 2018 года меняют место регистрации и регистрируются в домовладении по адресу: <...>, площадь которого составляет 100 кв. м при количестве зарегистрированных граждан 6 человек.
Тем самым, комиссия решила, что изменение места регистрации семьи С.А. является намеренным действием сотрудника, повлекшим ухудшение его жилищных условий, поскольку именно в результате этих действий (снятие с регистрационного учета и постановка на регистрационный учет по новому адресу) он приобрел статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Судом первой инстанции установлено, что С.А. совместно с супругой С.В. и детьми с 5 сентября 2017 года по 16 мая 2018 года были зарегистрированы в квартире общей площадью 113,2 кв. м, принадлежащей отцу С.В. Айрапетяну А.К. на праве собственности по адресу: <адрес>
16 мая 2018 года С.А. и члены его семьи вновь изменили место регистрации, зарегистрировавшись в домовладении у своего дяди Д.Э.ЛБ. по адресу: <адрес>
При этом, как следует из пояснений истца, фактически он со своей семьей с 2016 года проживал в квартире по адресу: <...>.
Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается, а также подтверждается свидетельствами о регистрации по месту пребывания истца и членов его семьи от 10 мая 2017 года, 20 февраля 2018 года, 6 марта 2019 года; договорами найма жилого помещения от 19 января 2016 года, 1 января 2017 года, 1 января 2018 года; решениями жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия от 2 декабря 2016 года (протокол N 17), 15 июня 2017 года (протокол N 24), 15 июня 2018 года (протокол N 36), 14 июня 2019 года (протокол N 04/2019) о выплате С.А. денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения; приказами ФГКУ "1 ОФПС по Республике Калмыкия" о выплате компенсации за наем жилых помещений.
Согласно
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в
пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.
Поскольку с 2016 года С.А., его супруга и дети являлись членами самостоятельной и обособленной семьи, вели собственное хозяйство и проживали отдельно, то они не могли быть признаны проживающими членами семей собственников жилых помещений, в которых были зарегистрированы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 4 апреля 1996 года
N 9-П и от 2 февраля 1998 года
N 4-П, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит
Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Учитывая, что в силу
части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, смена места регистрации не может считаться намеренным действием по ухудшению жилищных условий.
Исходя из указанных положений закона и фактических обстоятельств дела, действия истцов по снятию с регистрационного учета из жилых помещений своих родственников, проживание своей семьей в отдельной квартире не является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При таких обстоятельствах апелляционная судебная коллегия обоснованно заключила, что выводы городского суда о том, что совершенные истцом и его семьей действия привели к ухудшению жилищных условий и были направлены на получение социальной выплаты в большем размере являются неверными, основанными на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права, а также на иной оценке имеющихся в материалах гражданского дела доказательств.
Кассационный суд не усматривает оснований не согласиться с такими выводами апелляционного суда.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом апелляционной инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к его отмене.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к повторению позиции Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия как стороны по делу, аргументация несостоятельности которой изложена в обжалуемом судебном акте, и оспариванию им судебной оценки доказательств.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Согласно
части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с указанными нормами процессуального права судом установлен перечень указанных выше имеющих значение для дела обстоятельств, должным образом распределено бремя доказывания между сторонами.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом не допущено. Каких-либо данных, свидетельствующих об одностороннем рассмотрении дела, в материалах дела не имеется.
С учетом вышеизложенного, доводы кассационной жалобы о том, что апелляционным судом нарушены нормы материального и процессуального права при отмене указанного решения, подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела и основанные на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями
статьи 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (
статья 379.6 ГПК РФ).
Согласно
части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со
статьей 379.7 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь
статьями 379.5,
379.6,
379.7,
390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ХАРИТОНОВ
Судьи
Н.В.ЛОЗОВАЯ
В.В.ПЕСОЦКИЙ