Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.10.2023 N 88-25106/2023 (УИД 61RS0004-01-2022-007499-17)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об отмене решения об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оснований для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной выплаты не имелось, поскольку отсутствуют доказательства улучшения им жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания для получения единовременной выплаты.
Решение: Удовлетворено.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.10.2023 N 88-25106/2023 (УИД 61RS0004-01-2022-007499-17)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об отмене решения об отказе в удовлетворении заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Оснований для отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной выплаты не имелось, поскольку отсутствуют доказательства улучшения им жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания для получения единовременной выплаты.
Решение: Удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2023 г. N 88-25106/2023
УИД 61RS0004-01-2022-007499-17
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Губаревой С.А., Мартыновой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области о признании отказа в принятии на учет для получения единовременной выплаты незаконным, обязании принять на учет по кассационной жалобе Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.05.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав представителя ГУФСИН России по Ростовской области по доверенности ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУФСИН России по Ростовской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным и отменить решение комиссии ГУФСИН России по Ростовской области от 12.04.2022 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе в удовлетворении его заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек; обязать ГУФСИН России по Ростовской области поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с 10.03.2022.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.02.2023 исковые требования ФИО2 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.05.2023 решение суда первой инстанции отменено. Признан незаконным пункт 1 протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии ГУФСИН России по Ростовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного председателем Комиссии ГУФСИН России по Ростовской области по вопросу ЕСВ ДД.ММ.ГГГГ, об отказе младшему инспектору 1 категории группы надзора изолированного участка, функционирующего как исправительный центр ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Ростовской области, старшему прапорщику внутренней службы ФИО2 в удовлетворении заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Суд обязал Комиссию ГУФСИН России по Ростовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поставить ФИО2 на учет для получения единовременной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая оценка наличию либо отсутствию факта вселения ФИО2 в качестве члена семьи ФИО6 (отца истца) в домовладение, принадлежащее отцу истца. Указывает на неверное применение судом апелляционной инстанции норм жилищного законодательства при рассмотрении спора.
В судебном заседании представитель ГУФСИН России по Ростовской области по доверенности ФИО5 доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно
п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу
ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 состоит на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в должности младшего инспектора 1 категории группы надзора изолированного участка, функционирующего как исправительный центр ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Ростовской области.
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Ростовской области от 19.01.2022 N 5 общая продолжительность службы ФИО2 исчисляемая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: в календарном исчислении - 17 лет 05 мес. 15 дней, в льготном исчислении - 22 года 06 мес. 03 дня.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГУФСИН России по Ростовской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с составом семьи 1 человек, представив ряд документов:
копии паспорта, свидетельства о рождении, СНИЛС, свидетельства о постановке в налоговом органе;
копия свидетельства о расторжении ДД.ММ.ГГГГ брака с ФИО7 (серия П-АН N) на основании решения мирового судьи судебного участка N Егорлыкского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
справка о регистрации ФИО7 в <адрес>;
копии свидетельства о рождении дочери Раиды, свидетельства о регистрации по месту жительства дочери Раиды от 02.03.2021 г. в <адрес>;
копии свидетельства о рождении дочери Сафии, свидетельства о регистрации по месту жительства дочери Сафии от 02.03.2021 г. в <адрес>;
выписки из ЕГРН об отсутствии в собственности ФИО2, его дочерей ФИО8, ФИО9 жилых помещений;
справка о регистрации ФИО2 по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме по <адрес>, принадлежащем на праве собственности его брату ФИО10;
сведения о регистрации ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства в жилом помещении (<адрес>), обще й площадью 199,1 кв. м принадлежащем в 1/3 доле его отцу ФИО6 с составом семьи 3 человека; копия решения Егорлыкского районного суда Ростовской области от 24.01.2022 по делу поиску ФИО6 о признании ФИО2 утратившим право пользования указанным жилым помещением;
- копия договора аренды жилого помещения - <адрес>.
Решением комиссии ГУФСИН России по Ростовской области от 12.04.2022 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из подразделений и учреждений ГУФСИН России по Ростовской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в удовлетворении указанного заявления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано.
Исходя из того, что с правомерностью признания его утратившим право пользования жилым помещением и снятия с регистрационного учета в <адрес> районного суда Ростовской области от 24.01.2022 ФИО2 согласился, данное решение суда не обжаловал, Комиссия ГУФСИН России по Ростовской области признала, что истец совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, по результатам исследования и оценки представленных доказательств, в их совокупности, исходил из того, что ФИО2 как член семьи собственника жилого помещения приобрел право пользования жилым помещением в <адрес>, принадлежащей его отцу, в котором он обеспечен площадью более 15 кв. м на одного члена семьи, в связи с чем у Комиссии ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имелись основания для отказа ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной выплаты на основании пункта 12 Правил, согласно которому в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлено, что ФИО2, рождения ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с прохождением воинской службы в Военной академии ВКО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в г. Твери, где жилой площадью от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался.
С регистрационного учета по месту пребывания в г. Твери истец был снят 25.03.2011.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
При этом установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что с момента поступления в 2011 г. на службу в УИС истец проживает в г. Ростове-на-Дону, что также подтверждается представленными договорами найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 15.012.2019, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, объектами найма по которым являлись квартиры, расположенные в г. Ростове-на-Дону.
При этом согласно справкам ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от 22.09.2022 г. N ФИО2 выплачивалась компенсация за поднаем жилья.
Местом службы истца является ФКУ исправительная колония N ГУФСИН России по <адрес>, которая находится в <адрес>. Согласно общедоступным сведениям, расстояние между городом <адрес> и хутором <адрес> составляет 126 км.
Изложенные обстоятельства не дают судебной коллегии основания считать, что жилая площадь в квартире <адрес> области являлась постоянным местом жительства ФИО2
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и пришел к выводу о том, что оснований для отказа ФИО2 в постановке на учет для получения единовременной выплаты на основании п. 12 Правил не имелось, поскольку отсутствуют доказательства улучшения им жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания для получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ.
Комиссия ГУФСИН России по Ростовской области от 12.04.2022 неправомерно расценила регистрацию ФИО2 в жилом помещении, принадлежащим на праве собственности его отцу, как приобретение права пользования данным жильем, поскольку фактически истец в названном жилом помещении не проживал.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, что следует из
ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с
пунктом 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу
подпунктов "б" -
"к", пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления, к которому прилагаются: копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Таким образом, право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 1.07.2011 N 247-ФЗ.
Согласно положениям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с
п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
п. 12 Правил предоставления единовременной социальной).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с
частями 1,
2 и
4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 13 постановления от 2.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.
В абзаце 6 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно
ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям
статей 56,
59,
67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.05.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Г.РУДЕНКО
Судьи
С.А.ГУБАРЕВА
Н.Н.МАРТЫНОВА