Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2023 по делу N 88-24698/2023 (УИД 08RS0001-01-2022-005025-96)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2023 по делу N 88-24698/2023 (УИД 08RS0001-01-2022-005025-96)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2023 г. по делу N 88-24698/2023
N дела суда 1-й инстанции 2-3291/2022 | УИД: 08RS0001-01-2022-005025-96 |
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Руденко Ф.Г. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе П., поступившей с делом 8 июня 2023 г., на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав истца П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
П. обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия, указав в обоснование, что решением пенсионного органа от 10 октября 2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Не засчитаны в специальный стаж период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя пожарного автомобиля Государственной противопожарной службы Республики Калмыкия. Истец с указанным решением не согласен, поскольку в ходе реорганизации структурных подразделений МЧС России по Республике Калмыкия за их сотрудниками полностью сохранились льготы и социальные гарантии, не изменялись цели и задачи пожарной части, должностные обязанности водителя пожарного автомобиля. Просит обязать ОПФР по Республике Калмыкия включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2008 г., назначить досрочную страховую пенсию по старости с 2 сентября 2022 г.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 декабря 2022 г. исковые требования П. удовлетворены частично. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж П., дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением деятельности на должностях Государственной противопожарной службы, период работы в должности водителя автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия с 24 февраля 2004 г. по 31 декабря 2004 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 марта 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Истец в кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении исковых требований в связи с неправильным применением норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда, что в спорные периоды службы по сообщению и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось за счет средств бюджета Республики Калмыкия. Считает данный вывод суда не верным, поскольку в
пункте 18 части 1 статьи 30 ФЗ N 400 ФЗ указано, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется работникам государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации госполитики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В данной норме не указано, что финансирование должно осуществляться именно с федерального бюджета.
Принимая во внимание, что служба истца в спорные периоды работы относится к федеральной противопожарной службе, что следует из справки, уточняющей характер работы, выданной Главным управлением МЧС России по РК, а также трудовой книжки, и учитывая тот факт, что как до 1 января 2002 г., так и после указанной даты учредителем данного учреждения являлось Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, считает, что организационные мероприятия, проводимые в сфере государственного управления пожарной безопасности в спорный период, указывают на то, что реорганизация территориальных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе Государственного учреждения - пожарной части - 9 Государственной противопожарной службы МЧС России по РК происходила путем переименования пожарной части, где он работает. При этом характер деятельности учреждения, его цели и задачи не изменились. Истец работал на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России) и в спорный период времени продолжал исполнять функции водителя АЦ-40, характер моей работы, должностные обязанности не изменились, в связи с чем проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение моих пенсионных прав истца.
Ответчик - представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился.
Согласно
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со
статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом при разрешении настоящего дела не допущены.
Согласно
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно
части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются водители автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных
Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании
части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 2 сентября 2022 г. П. обратился в пенсионный орган с заявлением N 31844/22 о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 10 октября 2022 г. П. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет. При оценке пенсионных прав у П. на день обращения за страховой пенсией по старости страховой стаж составил 31 год 4 месяца 26 лет, стаж на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти - 18 лет 20 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не включены периоды работы П. с 1 февраля 2002 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя автомобиля пожарного Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Из копии трудовой книжки П. от 15 июня 1992 г. АТ-1У N 1312907 следует, что в спорный период с 1 февраля 2002 г. по 31 декабря 2008 г. истец проходил службу в Государственной противопожарной службе. С 1 января 2002 г. по 30 июня 2014 г. работал в качестве водителя АЦ-40 пожарной части - 9 Управления противопожарной службы МЧС России Республики Калмыкия, с 1 июля 2014 г. по 31 октября 2007 г. работал в должности водителя АЦ-40 пожарной части - 9 Государственного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Приютненского района", с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. работал в качестве водителя автомобиля (пожарного) пожарной части - 9 Центра Управления Силами ФПС по Республике Калмыкия.
Из справки Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от 15 сентября 2022 г. N 552 следует, что приказом МВД по Республике Калмыкия от 20 мая 1999 г. N 192 Отряд ГПС переименован в Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия;
Указом Президента РФ N 1309 от 9 ноября 2001 г. Управление ГПС МВД по Республике Калмыкия переименовано в Управление МЧС России по Республике Калмыкия; приказом МЧС Республики Калмыкия от 1 июля 2004 г. N 179 Управление МЧС Республики Калмыкия реорганизовано в Управление по делам ГО и ЧС Приютненского района; приказом от 1 ноября 2007 г. N 1 Управления по делам ГО и ЧС Приютненского района данное Управление реорганизовано в Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия; приказом от 28 августа 2008 г. N 507 МЧС России Отряд ГПС МЧС России по Республике Калмыкия реорганизован в ЦУС ФПС по Республике Калмыкия с 1 января 2009 г.; приказом МЧС России от 22 октября 2009 г. N 604 ЦУС ФПС России по Республике Калмыкия переименован в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия с 1 января 2010 г.; приказом МЧС России от 31 октября 2011 г. N 650 Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Калмыкия с 1 января 2012 г. переименован в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия"; приказом МЧС России от 7 сентября 2012 г. N 529 ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия" реорганизовано в форме выделения из его состава ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия".
В выписке из лицевого счета застрахованного лица от 1 октября 2022 г. отсутствует код льготы, подтверждающий особые условия труда в спорные периоды работы истца.
По сообщению и.о. начальника Главного Управления МЧС России по Республике Калмыкия от 6 декабря 2022 г. в периоды с 1 января 2002 г. по 23 февраля 2004 г., с I января 2005 г. по 1 ноября 2007 г., с 2 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. финансирование Государственной противопожарной службы осуществлялось за счет средств бюджета Республики Калмыкия.
Следовательно, работа истца в спорные периоды проходила в противопожарной службе субъекта РФ, а не в подразделениях федеральной противопожарной службы.
Учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено включение в специальный страховой стаж периодов работы в противопожарной службе субъекта РФ, суд первой инстанции не нашел оснований для включения периодов работы с 1 января 2002 г. по 23 февраля 2004 г., с 1 января 2005 г. по 1 ноября 2007 г., с 2 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Поскольку на дату обращения в пенсионный орган специальный страховой стаж П. составил менее 25 лет, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Доводы кассационной жалобы, что закон не связывает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи Федерального закона РФ N 400 с тем обстоятельством, из какого бюджета производилось финансирование деятельности, судебной коллегией признаны несостоятельными, противоречащими приведенному выше правовому регулированию.
Федеральный
закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не предусматривает возможность назначения такой пенсии с учетом работы в противопожарной службе субъектов Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъекта, финансируется из бюджета субъекта Российской Федерации и не входит в структуру государственной противопожарной службы МЧС Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, поскольку спорные периоды работы П. с 1 января 2002 г. по 23 февраля 2004 г., с 1 января 2005 г. по 1 ноября 2007 г., с 2 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, оснований для ее назначения в силу положений Федерального
закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя основаны на неправильном применении норм материального права, сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.