Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2022 по делу N 88-4347/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истец снят с учета для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Решение: Удовлетворено.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2022 по делу N 88-4347/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истец снят с учета для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2022 г. по делу N 88-4347/2022
Дело N 2-1832/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.
судей Авериной Е.Г., Егоровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Х. к Главному Управлению МЧС России по Республике Адыгея о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет,
по кассационной жалобе начальника Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея - И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 17 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав представителя ГУ МЧС России по Республике Адыгея - К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Т.Х. и его представителя А., возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Т.Х. обратился с иском к ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Адыгея о признании незаконным решения комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет. В обоснование исковых требований указано, что решением комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея от 29 января 2021 года истец снят с учета для приобретения или строительства жилого помещения. Так, при проведении проверки комиссией выявлено, что истец являлся членом семьи собственника жилого помещения, общей площадью 150,5 кв. м, в которой зарегистрированы 4 человека. Поскольку истец и члены его семьи являлись членами семьи собственника жилого помещения и были обеспеченны более 15 кв. м на одного члена семьи, что противоречит условиям принятия на учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты, данное обстоятельство послужило основанием для снятия истца с учета. Истцом указано, что комиссией при принятии решения не принято во внимание, что в 2014 году он был зарегистрирован, но не проживал в домовладении своего отца, постоянно проживая с 2012 года со своей семьей в г. Майкопе по месту прохождения службы. С 25 января 2016 года истцом заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Более того, в 2020 году истцу приходило уведомление о том, что проводилась проверка его учетного дела N N о постановке на учет, в ходе которой выявлено, что в документах истца отсутствуют СНИЛС на всех членов семьи. При этом других недостатков спустя 6 лет постановки истца на учет в 2020 году выявлено не было.
На основании изложенного, Т.Х. просил суд признать незаконным решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 29 января 2021 года N 1 о снятии Т.Х. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязать комиссию ГУ МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения поставить Т.Х. в прежней очереди на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 17 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований Т.Х. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 17 августа 2021 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным и отменено решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 29 января 2021 года (протокол N 1) в части снятия Т.Х. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На комиссию ГУ МЧС России по Республике Адыгея возложена обязанность поставить Т.Х. в прежней очереди на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе начальник Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея - И., ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятого по делу апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что на момент постановки Т.Х. и членов его семьи на учет, истец был зарегистрирован в жилом доме площадью 150,5 кв. м в качестве члена семьи собственника. Т.М. и ее дочь были зарегистрированы в жилом помещении площадью 47,40 кв. м как члены семьи собственника жилого помещения. Таким образом, Т.Х. и Т.М. были зарегистрированы у своих родителей как члены семьи собственника и были обеспечены жилой площадью более 15 кв. м на одного члена семьи. Данное обстоятельство подтверждается материалами гражданского дела, однако не было принято во внимание суда апелляционной инстанции. Полагает, что у Т.Х. отсутствовали правовые основания для постановки на учет, в связи с чем, исковые требования не обоснованы.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по Республике Адыгея - К. доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемое апелляционное определение отменить.
Также в судебном заседании Т.Х. и его представитель А. против доводов кассационной жалобы возражали, просили оставить апелляционное определение без изменения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ, а не часть 1 статьи 397.6.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя ответчика, истца и его представителя, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что нарушений такого характера судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Т.Х. проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России с 11 августа 1998 года. Состоит в браке с Т.М., имеет дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением от 21 ноября 2014 года N 4 комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея Т.Х. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета составом семьи три человека.
Решением комиссии от 29 января 2021 года N 1 в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, на основании подпункта "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, Т.Х. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 5, 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, оценив представленные в материалы гражданского дела доказательства, пришел к выводу о правомерности снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отсутствии правовых оснований для постановки истца на такой учет ввиду обеспеченности жилой площадью свыше 15 кв. м.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, исходил из того, что в соответствии со свидетельствами о регистрации по месту пребывания, Т.Х. и члены его семьи Т.М. и ФИО1 с 15 мая 2012 года фактически проживали по месту службы истца, на значительном удалении от места регистрации. При этом учитывая, что жилой дом, площадью 150,5 кв. м выбыл из собственности Т.Х. 21 мая 2015 года путем продажи Т.А., в данном доме истец не проживает с 2012 года.. а также принимая во внимание, что члены семьи и сам истец фактически перестали быть членами семей собственников жилых помещений по месту регистрации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для снятия Т.Х. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признав решение комиссии ГУ МЧС России по Республике Адыгея от 29 января 2021 года (протокол N 1) в части снятия Т.Х. незаконным и отменил его в указанной части.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда соглашается с выводами, изложенными в обжалуемом апелляционном определении, поскольку указанные выводы отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом и представленным доказательствам.
Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) регламентированы статьей 4 названного Закона, согласно части 1 которой сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на указанную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3, часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Как следует из пунктов 1, 3 части 2 статьи 1 названного Закона, членами семьи сотрудника, на которых распространяется действие этого федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного Закона, считаются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником, а также несовершеннолетние дети.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2013 N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.
Судами достоверно установлено, что Т.Х. вместе с супругой Т.М. и дочерью ФИО1 совместно проживали с 15 февраля 2012 года по 06 марта 2014 года по адресу <адрес>, с 23 августа 2014 года по 23 августа 2015 года по адресу <адрес>, с 09 марта 2016 года по адресу <адрес>, что подтверждается представленными в материалы гражданского дела свидетельствами о регистрации по месту пребывания истца и членов его семьи.
Таким образом, с 15 февраля 2012 года Т.Х., его супруга и дочь являлись членами самостоятельной и обособленной семьи, вели собственное хозяйство и проживали отдельно, в связи с чем, не могли быть признаны проживающими членами семей собственников жилых помещений, в которых зарегистрированы.
Учитывая изложенное, довод кассационной жалобы о том, Т.Х. и Т.М. были зарегистрированы у своих родителей как члены семьи собственника и были обеспечены жилой площадью более 15 кв. м на одного члена семьи, не может быть принят во внимание, поскольку основан на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права, а также на иной оценке имеющихся в материалах гражданского дела доказательств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Главного Управления МЧС России по Республике Адыгея - И. - без удовлетворения.