Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2024 N 88-9314/2024 (УИД 08RS0010-01-2023-000451-68)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Правом на досрочную пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено в части.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2024 N 88-9314/2024 (УИД 08RS0010-01-2023-000451-68)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Правом на досрочную пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов РФ правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины - удовлетворено в части.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2024 г. N 88-9314/2024
УИД 08RS0010-01-2023-000451-68
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Руденко Ф.Г., Черкасовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе ФИО1 на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31.08.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 16.11.2023.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОСФР по Республике Калмыкия), в котором просил обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве стажера по должности водителя пожарной части N 7 ОГПС МВД по Республике Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя пожарной части N 7 ОГПС МВД по Республике Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 Управления ГПС МВД по Республике Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 Управления ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия по охране с. Троицкое; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 по охране Целинного района ОГПС Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Калмыкия; обязать ответчика назначить ему досрочно страховую пенсию по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика денежные средства в размере 600 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Возложена обязанность на ОСФР по Республике Калмыкия включить в страховой стаж работы ФИО1 на льготных условиях следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве водителя пожарной части N 7 ОГПС МВД по Республике Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N Управления ГПС МВД по Республике Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 Управления ГПС Министерства по чрезвычайным ситуациям России Республики Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 по охране Целинного района ОГПС Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Республике Калмыкия.
С ОСФР по Республике Калмыкия в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в сумме 150 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 16.11.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не дана надлежащая оценка занятости истца в государственной противопожарной службе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что трудовой книжкой подтверждена занятость истца в период, не включенный судами в специальный трудовой стаж.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОСФР по Республике Калмыкия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Решением ОСФР по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости стаж ФИО1 на соответствующих видах работ составил 13 лет 7 месяцев 26 дней. Общий страховой стаж составил 39 лет 7 дней.
Поскольку противопожарные службы, в которых работал ФИО1, относятся к субъекту Российской Федерации, а занимаемые им должности отсутствуют в Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве стажера по должности водителя пожарной части N 7 ОГПС МВД по Республике Калмыкия в качестве пожарного в Государственной противопожарной службы МВД по Республике Калмыкия;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя пожарной части N 7 ОГПС МВД по Республике Калмыкия;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 Управления ГПС МВД по Республике Калмыкия;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 Управления ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 ГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия по охране с. Троицкое;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Целинного района;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве помощника начальника караула пожарной части N 7 по охране Целинного района ОГПС Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия.
Разрешая спор и отказывая во включении в страховой стаж ФИО1 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ не обладают. С учетом недостаточности требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список).
Согласно указанному Списку правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются в числе прочих водитель (шофер) автомобиля (пожарного), а также дежурный помощник начальника пожарной части (команды).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России).
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы МЧС России.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Федеральная противопожарная служба в лице Государственной противопожарной службы МЧС России осуществляет тушение пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в силу статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Из анализа приведенных норм следует, что деятельность сотрудников Федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают исключительно работники государственной противопожарной службы МЧС России. Аналогичное право для работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 31.08.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 16.11.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.ГУБАРЕВА
Судьи
Ф.Г.РУДЕНКО
Е.В.ЧЕРКАСОВА