Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2020 N 18-КГ20-56-К4 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 по делу N 88-2268/2020
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома.
Обстоятельства: Истец указал, что он обратился в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако ему было отказано в связи с непредставлением информации о регистрации сына за пятилетний период.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 по делу N 88-2268/2020
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома.
Обстоятельства: Истец указал, что он обратился в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако ему было отказано в связи с непредставлением информации о регистрации сына за пятилетний период.
Решение: Требование удовлетворено частично.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2020 г. по делу N 88-2268/2020
N дела суда 1-й инстанции 2-474/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Мамия М.Р., Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Д.Г. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю. Федеральной службе исполнения наказаний России о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома, по кассационной жалобе Б.Д.Г., поступившей с делом 9 декабря 2019 г., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав истца Б.Д.Г., его представителя на основании доверенности В., представителя ответчиков Н., судебная коллегия
установила:
Б.Д.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю (далее УФСИН России по Краснодарскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России) признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого дома. В обоснование своих требований указал, что в 2014 г. он обратился в комиссию УФСИН России по Краснодарскому краю с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако ему было отказано в связи с не предоставлением информации о регистрации сына за пятилетний период.
Б.Д.Г. полагает, что отказ УФСИН России по Краснодарскому краю в удовлетворении указанного заявления нарушает его права, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 января 2019 г. исковые требования Б.Д.Г. удовлетворены частично, суд признал незаконным решение Комиссии ФСИН России, отраженное в протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Б.Д.Г. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Возложил обязанность на Комиссию ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Б.Д.Г. и членов его семьи: супругу - Б.М.А., сына - Б.Д.Д., с даты подачи заявления (рапорта) ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 января 2019 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Б.Д.Г. о признании незаконным решения отраженного в протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ г. об отказе в постановке Б.Д.Г. и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N и возложении обязанности на Комиссию ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Б.Д.Г. и членов его семьи: супруги - Б.М., сына - Б.Д.А., с даты подачи заявления (рапорта) 16 января 2014 г., в указанной части вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б.Д.Г.
В кассационной жалобе Б.Д.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 г. в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании Б.Д.Г. и его представитель В. поддержали доводы кассационной жалобы, просили удовлетворить.
Представитель УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России Н. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено, что Б.Д.Г. с 2001 г. проходит службу в федеральных органах исполнительной власти. Приказом УФСИН России по Краснодарскому краю от 5 июля 2010 г. назначен на должность старшего ревизора контрольно-ревизионного отдела УФСИН по КК.
Б.Д.Г. и члены его семьи: супруга - Б.М., сын - Б.Д.Д., <...> г.р. зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем по 1/2 доли в праве общей долевой собственности матери истца Б.Е.И. и дяде истца - Б.В.И. по адресу: <адрес>, общей площадью 64,1 кв. м. В указанной квартире постоянно зарегистрированы и проживают 6 человек. На каждого зарегистрированного приходится по 10,68 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Б.Д.Г. обратился в комиссию УФСИН России по КК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с заявлением (рапортом) о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты.
31 марта 2016 г. протоколом Комиссии ФСИН России отказано Б.Д.Г. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (не представлена информация о регистрации сына за пятилетний период).
Разрешая исковые требований, суд первой инстанции указал, что Б.Д.Г. были приложены к рапорту документы, подтверждающие невозможность получения выписки из домовой книги и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства в связи с тем, что данные формы документов не предусмотрены в регионе. Это подтверждается письмом МУП "Городское жилье" МО г. Краснодар исх. N от 5 декабря 2013 г. и письмом Администрации Малотенгинского сельского поселения Отрадненского района исх. N от 30 декабря 2013 г.
В данных письмах также содержится информация, что взамен вышеуказанных документов в регионах выдаются выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда, которые содержат информацию о благоустройстве жилого помещения, его общей и жилой площади, количестве комнат, данные о зарегистрированных гражданах.
Истцом вместе с рапортом были представлены: выписка из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 15 января 2014 г. N. выданная МУП "Городское жилье" МО г. Краснодар; выписка из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ исх. N, выданная администрацией Малотенгинского сельского поселения <адрес>.
Выписка из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда оформляется в соответствии с "Порядком заполнения и выдачи выписки из лицевого счета жилого помещения", утвержденного ФИО7 департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований Б.Д.Г. суд исходил из того, что Б.Д.Г. во ФСИН России были представлены все необходимые в соответствии с пунктом 5 "Правил" документы, в том числе и содержащие информацию о месте жительства несовершеннолетнего сына истца за пятилетний период, предшествующий дню подачи рапорта и пришел к выводу, что отказ ФСИН России в постановке Б.Д.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты, отраженный в выписке из протокола N от 31 марта 2016 г., ограничивает его право, как сотрудника УФСИН, на улучшение жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанным выводом суда первой инстанции, указав, что истцом не были представлены все необходимые в соответствии с пунктом 5 "Правил" документы.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции верными.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6 марта 2015 г., действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России от 31 марта 2016 г. рапорта Б.Д.Г. о принятии его с членами семьи в составе пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты).
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом апелляционной инстанции приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи к спорным отношениям применены верно.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Б.Д.Г. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно информации о регистрации по месту жительства сына Б.Д.Д. (до 2011 года).
Делая вывод о том, что такой отказ соответствует положениям нормативных актов, регулирующих спорные отношения, суд апелляционной инстанции учел, что наличие условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению (рапорту) сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Между тем несоблюдение Б.Д.Г. установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредоставление им сведений о регистрации членов семьи (несовершеннолетнего сына) за последние пять лет до подачи рапорта, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Б.Д.Г. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Довод кассационной жалобы, что отсутствие документов со сведениями о регистрации несовершеннолетнего сына по месту жительства или месту пребывания до 2011 года не препятствует реализации права истца на получение единовременной социальной выплаты, поскольку им предоставлены сведения, что сын с рождения проживал с родителями, судебная коллегия отклоняет, как необоснованный.
При решении вопроса о постановке Б.Д.Г. с членами его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является не определение места жительства несовершеннолетнего ребенка Б.Д.Д., а представление Б.Д.Г. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи (в том числе и несовершеннолетних детей) за последние 5 лет до подачи заявления.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а также касаются обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции, были предметом судебного рассмотрения, сводятся к переоценке выводов, а потому не могут служить поводом к отмене судебных постановлений.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Д.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.МАРТЫНОВА
Судьи
М.Р.МАМИЙ
Ф.Г.РУДЕНКО