Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2020 по делу N 88-23923/2020, 2-7909/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании действий и решений, связанных с отказом в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истица считает свои права нарушенными неправомерным отказом в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Отказано.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2020 по делу N 88-23923/2020, 2-7909/2019
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании действий и решений, связанных с отказом в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истица считает свои права нарушенными неправомерным отказом в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов.
Решение: Отказано.

ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное определение имеет N 88-23923/2020, а не 88-239232/2020.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 2020 г. по делу N 88-239232/2020
Дело N 2-7909/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мамия М.Р.,
судей Горковенко В.А., Руденко Ф.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по кассационной жалобе УФСИН России по <адрес> на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО4, выслушав представителя ответчика ФИО7, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение комиссии УФСИН России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по <адрес> и подведомственных ему учреждений уголовно-исполнительной системы <адрес>, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся на территории <адрес>, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; а также на УФСИН России по <адрес> возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В кассационной жалобе УФСИН России по <адрес> просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку судом апелляционной инстанции при вынесении апелляционного определения допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебного постановления апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами нижестоящих инстанций установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходит службу в ФКУ ПК-11 УФСИН России по <адрес>. Общая продолжительность службы в учреждениях и в органах в календарном исчислении составляет более 13 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением (рапортом) в УФСИН России по <адрес> о принятии ее с составом семьи два человека на учет для получения единовременной социальной выплаты.
ФИО1 зарегистрирована совместно с членом своей семьи по адресу: <адрес>, переулок Южный, <адрес>. Собственником помещения является ФИО8 (отец). <адрес> жилого помещения 102,8 кв. м, на данной площади постоянно зарегистрировано 8 человек, на каждого зарегистрированного приходится по 12,85 кв. м. ФИО9 зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 (сын) зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ.
Однако информация о регистрации сына в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом не представлена.
Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации ФИО11 В.В. и члены ее семьи не имеют.
Ранее истцу социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Согласно выписке из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии УФСИН России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по <адрес> и подведомственных ему учреждений уголовно-исполнительной системы <адрес>, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся на территории <адрес>, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, а именно - выписки из домовой книги с информацией о регистрации ее сына в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата рождения) по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу положений пункта 5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление с приложением документов в том числе, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения утвержден приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Согласно пункту 7 указанного приказа ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N Комиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что на сотрудника возлагается обязанность предоставить в комиссию ФСИН России документы предусмотренные подпунктом "з" пункта 5 указанных Правил, с места своего жительства и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, что прямо предусматривает возложение на сотрудника обязанности документально подтвердить место своего жительства и членов своей семьи за указанный период времени.
В случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "б" пункт 5 Правил).
При этом органу ФСИН России по <адрес> не представлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления.
Несоблюдение сотрудниками установленных Правилами требований, препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет.
Между тем, суд апелляционной инстанции рассмотрел данное гражданское дело по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, тогда как данный спор, вытекающий из заявленных ФИО1 требований, по своей правовой природе является спором о праве, связанным с реализацией социальных прав и не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Кроме того, судебная коллегия по административным делам, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О перечне типовых государственных и муниципальных услуг предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления", сделала вывод о том, что имеющаяся в материалах дела справка из Администрации Брюховецкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что ФИО10 вместе с матерью ФИО1 действительно с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес>, на основании записей похозяйственной книги N (лицевой счет 1450) Брюховецкого сельского поселения, является таким же документом, как и выписка из домовой книги.
Однако в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", ведение похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.
Из изложенного следует, что похозяйственная книга является документом, содержащим сведения о подсобном хозяйстве, земельных наделах, а также о находящихся на них объектах и не могут содержать сведения о совместном проживании ФИО10 с матерью ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции не имелось, поскольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УФСИН России по <адрес> о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Ввиду чего, обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены апелляционного определения и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационных жалобы кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ и оставлении в силе решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
М.Р.МАМИЙ
Судьи
В.А.ГОРКОВЕНКО
Ф.Г.РУДЕНКО