Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2022 по делу N 88-7660/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным снятия граждан с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) О восстановлении на учете и обязании произвести единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: Истица указала, что ей было отказано в повторном улучшении жилищных условий за счет федерального бюджета, в том числе в получении спорной единовременной социальной выплаты.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2022 по делу N 88-7660/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным снятия граждан с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) О восстановлении на учете и обязании произвести единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: Истица указала, что ей было отказано в повторном улучшении жилищных условий за счет федерального бюджета, в том числе в получении спорной единовременной социальной выплаты.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2022 г. по делу N 88-7660/2022
N дела суда 1-й инстанции 2-3914/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н.,
судей Авериной Е.Г. и Бетрозовой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.О. к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о признании незаконным снятия граждан с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе В.О., поступившей с делом 12 января 2022 г., на решение Ленинского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 18 мая 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 г.,
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н., выслушав представителя истца - адвоката Бочкарева Д.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России Б., возражавших против отмены судебных актов, судебная коллегия
установила:
В.О. обратилась в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказания России от 10 декабря 2019 г., в котором просила признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Краснодарскому краю, оформленное протоколом N 41 от 10 декабря 2019 г.; обязать ФСИН России восстановить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения В.О. составом семьи 4 человека с 21 января 2021 г. с внесением изменений в учетное жилищное дело в связи с приобретением в октябре 2014 года двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 44,2 кв. м; обязать ФСИН России принять и вынести решение о выплате В.О. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения согласно решению комиссии ФСИН России о постановке на учет (протокол N 41 от 10 декабря 2019 г.) подошедшей очередностью, а также в соответствии с количеством членов семьи на момент выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований В.О. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе В.О. просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое постановление об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права, указывает, что в 2001 г. и по настоящее время проходит службу в органах УФСИН России по Краснодарскому краю и была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение единовременной выплаты. При наступлении ее очереди для единовременной социальной выплаты, решением комиссии от 10 декабря 2019 г. истцу было отказано в единовременной выплате со снятием с очереди на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила N 369). Указанным
подпунктом "б" пункта 15 Правил N 369 установлено, что сотрудник снимается с учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. В основу решения Комиссии ФСИН положено письмо Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 9 октября 2019 г. о получении истцом и членами ее семьи социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП Жилище" на 2011-2015 г.г. Выражает несогласие с выводами судебных инстанций, что предусмотренные Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и подпрограммой социальные выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений имеют одинаковый правовой статус, вследствие чего у В.О. отсутствуют основания на повторное улучшение жилищных условий за счет федерального бюджета, в том числе получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, предусмотренной законом 283-ФЗ. Указывает, что после получения социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей ФЦП "Жилище" на 2011-2015 г.г. и приобретения 30 октября 2014 г. в общую долевую собственность по 1/4 доли квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 44,2 кв. м, на каждого члена семьи истца приходится по 11,05 кв. м, т.е. меньше, чем предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 4 Закона 283-ФЗ (15 кв. м). Следовательно, жилищные условия после приобретения вышеуказанной квартиры у истца не улучшились.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного закона в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений; далее - Федеральный
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец В.О. является сотрудником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю, работает в должности младшего инспектора отдела учета ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю старшим прапорщиком внутренней службы.
Выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 07 месяцев 4 дня, факт прохождения службы с 26 июня 2001 г. подтверждается справкой ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю от 1 марта 2021 г. N 55.
Из учетного дела следует, что В.О. обратилась с рапортом (заявлением) в комиссию ФСИН России о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 21 января 2014 г., с приложением всех документов, предусмотренных Правилами.
Согласно выписке из протокола от 31 марта 2016 г. N 20, В.О. составом семьи 4 человека поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с 21 января 2014 г.
20 сентября 2018 г. на основании личного рапорта (заявления) В.О. просила внести изменения в учетное дело в связи с изменением жилищных условий, приобретением жилья. К рапорту предоставила документы, подтверждающие, что она с семьей с 7 мая 2015 г. по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении общей площадью 44,2 кв. м, по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности заявителю и членам ее семьи по 1/4 доли в праве каждый. Представлены копии свидетельств о регистрации права от 14 апреля 2015 г., выданные на основании договора купли-продажи от 31 октября 2014 г. (ипотека в силу закона).
Заявителем предоставлены сведения, согласно которым истцу была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения администрацией г. Армавира.
Согласно письма Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 9 октября 2019 г. В.О. и члены ее семьи В.А., С. и В.П. в 2014 году получили социальную выплату на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Краснодарского края в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Решением Комиссии от 10 декабря 2019 г. в соответствии с протоколом N 41 В.О. снята с учета для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с
подпунктом "б" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369 в связи с установлением факта получения истцом в 2014 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Краснодарского края в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы.
Факт получения социальной выплаты стороной истца не оспорен.
В.О. с составом семьи 4 человека - она, супруг и двое детей - сын С., дочь В.П., начиная с 7 мая 2015 г. по настоящее время, зарегистрированы по адресу: <адрес>, в <адрес>, общей площадью 44,2 кв. м, принадлежащем на праве общей долевой собственности по 1/4 доли на каждого члена семьи, что подтверждается соответствующей выпиской из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда.
Как следует из Договора купли-продажи от 30 октября 2014 г. часть суммы в уплату за вышеуказанную квартиру переданы продавцу покупателями за счет социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на основании Свидетельства N 000141, выданного 6 октября 2014 г. Администрацией муниципального образования города Армавира Краснодарского края.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности решения комиссии ФСИН России от 10 декабря 2019 г. о снятии В.О. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения и отказал в иске.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с обоснованностью выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с
частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (
пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно
пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
В соответствии с выводами судов нижестоящих инстанций, получение В.О. и членами ее семьи в 2014 г. социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Краснодарского края в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, является обстоятельством, исключающим право истца на получение единовременной социальной выплаты в рамках Федерального
закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем, судами не принято во внимание, что и после приобретения жилого помещения по адресу: <адрес>, приходившаяся на долю каждого члена семьи площадь жилого помещения составляет менее учетной нормы в 15 кв. м на одного члена семьи, предусмотренной
пунктом 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ. Действий по ухудшению жилищных условий истцом не производилось.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения из бюджета ФСИН России не предоставлялись.
При этом, представление сведений о ранее полученных сотрудником, членами его семьи, единовременных выплатах (субсидии), не связанных с прохождением государственной службы,
пунктом 5 Правил не предусмотрено.
Кроме того,
пунктом 15 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты. Такое основание, как получение сотрудником выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения, не связанных с прохождением государственной службы, в указанный перечень не входит.
Вопреки содержащимся в обжалуемых судебных постановлениях утверждениям, ни
Законом N 283-ФЗ, ни
Правилами N 369 не предусмотрена возможность отказа в постановке сотрудника на учет либо снятия с такого учета в целях получения единовременной социальной выплаты по тому основанию, что сотрудником или членами его семьи совершены такие действия по улучшению своих жилищных условий, которые не привели к лишению права состоять на учете для получения выплаты.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами нарушения являются существенными, поскольку непосредственным образом повлияли на результат рассмотрения дела.
Данные нарушения не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть изложенное, определить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон с соблюдением требований
статей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Н.Н.МАРТЫНОВА
Судьи
Н.В.БЕТРОЗОВА
Е.Г.АВЕРИНА