Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2022 по делу N 88-3660/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истец считает свое увольнение незаконным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2022 по делу N 88-3660/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О восстановлении на работе; 5) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истец считает свое увольнение незаконным.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 марта 2022 г. по делу N 88-3660/2022
N дела суда 1-й инстанции 2-1843/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Мартыновой Н.Н., Авериной Е.Г.,
прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Ю. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о признании незаконными решения комиссии, приказа о наложении дисциплинарного взыскания, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе М.Ю. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 августа 2021 года,
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав пояснения М.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия - О., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н., полагавшей судебные постановления не подлежащими отмене, судебная коллегия
установила:
М.Ю. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия о признании незаконными протокола заседания комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 25 февраля 2021 года N 1 по факту несоблюдения требований к служебному поведению и требований об урегулированию конфликта интересов, представления к увольнению со службы от 13 апреля 2021 года, признании незаконным и отмене приказа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия от 13 апреля 2021 года N -НС, признании незаконным расторжение с ним контракта о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и увольнение со службы в федеральной противопожарной службе, восстановлении на службе в должности начальника 16 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия, взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула за период с 17 апреля 2021 по 9 июня 2021 года в размере 82 581 рублей 42 копейки, а также компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований М.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 августа 2021 года по апелляционной жалобе М.Ю. решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июня 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения по мотиву их незаконности. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что при назначении М.Ю. на должность начальника пожарно-спасательной части N 16 федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" начальник Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия ознакомлен с его анкетой от 2011 года, где в графе родственники указана сестра Ш. (М.) При этом непосредственный начальник истца начальник федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" полковник внутренней службы М.В. был также уведомлен о родстве М.Ю. с Ш.Б. и Ш.М., что подтверждается его письмом от 15 ноября 2019 года N, адресованным начальнику отдела кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия. По мнению кассатора, срок наложения взыскания должен исчисляться с 15 ноября 2019 года, так как информация о том, что Ш.Б., Ш.М. являются его родственниками поступила в отдел кадров, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия именно 15 ноября 2019 года. Однако проверка по данному факту начата лишь спустя 10 месяцев - 7 сентября 2020 года. Заявитель также ссылается на то, что при применении к М.Ю. самого строгого наказания в виде увольнения работодателем не было учтено отсутствие в отношении него взысканий.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, поддержавших свои правовые позиции по делу, заключение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н., судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
Согласно
части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, не имеются.
Судом установлено и из материалов дела следует, что М.Ю. проходил государственную гражданскую службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 1 октября 2011 года, последовательно занимая должности старшины группы обслуживания (с 1 октября 2011 года по 31 декабря 2011 года), главного специалиста (с 1 января 2012 по 31 декабря 2012 года), инженера (с 1 января по 1 декабря 2013 года) и старшего инженера федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия" (со 2 декабря 2013 года по 30 июня 2015 года); начальника пожарной части N 8 федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" (с 1 июля 2015 года по 31 марта 2016 года), начальника пожарно-спасательной части N 8 федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" (с 1 апреля 2016 года по 10 октября 2018 года).
14 декабря 2017 года М.Ю. перезаключил срочный контракт о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службе, в котором согласно п. 4.4 обязуется соблюдать требования к служебному поведению, служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в федеральной противопожарной службе.
Приказом первого заместителя начальника Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия от 8 октября 2018 года N -НС М.Ю. с 11 октября 2018 года назначен на должность начальника пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия".
В последующем, в соответствии с приказом врио начальника Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия от 30 декабря 2019 года N -НС М.Ю. в связи с сокращением замещаемой должности с 1 января 2020 года назначен на должность начальника пожарно-спасательной части N 16 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия.
В соответствии с должностной инструкцией начальника пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденной начальником ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" 25 декабря 2019 года, с которой истец ознакомлен под роспись, начальник пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия", относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с действующим трудовым законодательством, приказом начальника Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС по Республике Калмыкия (п. 2); непосредственно подчиняется начальнику 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС по Республике Калмыкия и его заместителям (п. 3); обязан иметь профессиональные знания, в том числе федеральных законов, иных нормативных правовых актов, необходимых для исполнения служебных обязанностей, законодательства о службе в федеральной противопожарной службе, о государственной гражданской службе РФ; обязан отдавать приказы, распоряжения (устные), обязательные для исполнения личным составом подразделения, и контролировать их исполнение (п. 60); применять меры поощрения и налагать дисциплинарные взыскания в отношении подчиненного личного состава в пределах предоставленных прав (п. 67); неукоснительно выполнять требования к служебному поведению, определенные
Кодексом чести сотрудника системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 76); за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей несет ответственность в пределах, определенных действующим законодательством (п. 93).
В период с 7 сентября 2020 по 17 февраля 2021 года в отношении начальника пожарно-спасательной части N 16 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия М.Ю. на основании докладных записок главного специалиста (по вопросам противодействия коррупции на территории Республики Калмыкия, город Элиста) отдела по вопросам противодействия коррупции управления оперативного реагирования, организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Северо-Кавказскому федеральному округу Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю полковника внутренней службы Э. проведена служебная проверка по факту непринятия мер по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.
8 сентября 2020 года истец уведомлен о начале в отношении него проверки и ему разъяснено содержание
подпункта "б" пункта 22 Положения о проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065.
9 сентября 2020 года от истца получены объяснения.
Проведение проверки в отношении М.Ю. по факту непринятия мер по урегулированию конфликта интересов на государственной службе приостанавливалось в связи с его временной нетрудоспособностью либо нахождением в отпуске: с 14 сентября по 15 ноября 2020 года (листок нетрудоспособности N по заболеванию с 13 по 24 сентября 2020 года; листок нетрудоспособности N по уходу за ребенком с 25 сентября по 5 октября 2020 года, листок нетрудоспособности N по заболеванию с 6 по 19 октября 2020 года, листок нетрудоспособности N по заболеванию с 20 октября по 15 ноября 2020 года); со 2 по 18 декабря 2020 года (листок нетрудоспособности N но заболеванию); с 23 декабря 2020 года по 9 февраля 2021 года (в связи с уходом в основной отпуск за 2020 год, приказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия от 23 декабря 2020 года N -НС).
В ходе проведения проверки установлено, что начальник пожарно-спасательной части N 16 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия М.Ю. состоит в близком родстве и свойстве с родной сестрой - радиотелефонистом пожарно-спасательной части N 19 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия - Ш. (М.) и ее супругом, зятем истца, Ш.М. - старшим пожарным пожарно-спасательной части N 1 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия.
В период назначения и прохождения М.Ю., службы в должности начальника пожарно-спасательной части N 16 федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" с 11 октября 2018 года по 31 августа 2019 года Ш. (М.) работала диспетчером в этой части вместе со своим супругом - пожарным Ш.М.
Указанные обстоятельства М.Ю. в процессе рассмотрения настоящего спора не отрицались и подтверждаются штатным расписанием ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия", утвержденным приказом Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия от 28 января 2016 год N 25 (в редакции приказа Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия от 31 марта 2016 года N 133), из которого следует, что по состоянию на 31 августа 2019 года должности диспетчера и пожарного пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" находились в непосредственном подчинении начальника пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия".
В рамках проверки изучена служебная документация, из которой следует, что начальник пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" М.Ю. являлся исполнителем, согласовывал и подписывал служебные документы в отношении своих близких родственников, а именно приказ ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" от 21 марта 2019 года N 87 "О поощрении сотрудника и работников ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия", которым по итогам марта месяца 2019 года выплачена премия в размере 15 000 рублей пятерым работникам, в том числе мужу сестры Ш.Б. - Ш.М. (общее количество сотрудников пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" было сорок три); поручительство для поступления на службу Ш.М. от 26 марта 2019 года; служебные характеристики для поступления на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы Ш.М. и Ш.Б. (успешно аттестованных 16 апреля 2019 года и 31 августа 2019 года соответственно).
Кроме того, проверкой установлено, что при рассмотрении М.Ю. как кандидата на должность начальника пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" и при последующем назначении его на должность уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, стороной которого он являлся, в нарушение
пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от истца не поступало.
На основании доклада от 17 февраля 2021 года, подготовленного врио начальника отдела кадров, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия К. и главным специалистом отделения воспитательной работы и профилактики коррупционных правонарушений отдела кадров, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия Слета О.Н., материалы проверки в отношении М.Ю. переданы в аттестационную комиссию Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия). С данным докладом истец ознакомлен 20 февраля 2021 года под роспись, в тот же день ему вручено уведомление о проведении заседания комиссии, назначенного на 25 февраля 2021 года, от дачи письменных объяснений М.Ю. отказался.
Согласно протоколу от 25 февраля 2021 года N 1 по итогам обсуждения Комиссией принято решение рекомендовать М.Ю. к увольнению из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. С протоколом истец ознакомлен 3 марта 2021 года, о чем свидетельствует его подпись.
Приказом Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия от 13 апреля 2021 года N -НС контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с М.Ю. расторгнут, и он уволен со службы на основании
пункта 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с утратой доверия).
С представлением к увольнению истец ознакомлен 13 апреля 2021 года, копия выписки из приказа об увольнении вручена ему 16 апреля 2021 года.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований М.Ю., суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 25 ноября 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального
закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и нормативные акты по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов пришел к выводу о том, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения в отношении истца наложено в пределах установленного
частью 5 статьи 52 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срока. При этом судом обращено внимание на то, что Ш. (М.) и ее муж Ш.М., находящиеся в близком родстве и свойстве с М.Ю., в период с октября 2018 года по август 2019 года были подконтрольны в служебной деятельности истцу, имевшему над ними властные и управленческие полномочия. Установив, что материалы гражданского дела и личного дела истца не содержат сведений о том, что М.Ю. при назначении на должность начальника пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" и в период работы в указанной должности принимались меры, направленные на предупреждение либо урегулирование возможного конфликта интересов, суд пришел к выводу о признании увольнения М.Ю. в связи с утратой доверия законным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает содержащиеся в них выводы законными и обоснованными.
Федеральный
закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции)
(подпункт "а"); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией)
(подпункт "б"); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
(подпункт "в").
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном
законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в
части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в
части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (
часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (
пункт 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В соответствии с
частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в
части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в
части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (
часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Непринятие лицом, указанным в
части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (
часть 6 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Таким образом, Федеральный
закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом (в том числе государственным служащим), на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным
законом; Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (
статья 2 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно
пункту 13 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы обязан сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудниками, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
На сотрудника федеральной противопожарной службы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным
законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и
статьями 17,
18 и
20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (
часть 2 статьи 14 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии со
статьей 50 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным
законом, Федеральным
законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, на сотрудника налагаются взыскания, предусмотренные
статьей 49 настоящего Федерального закона.
Контракт подлежит расторжению, а сотрудник федеральной противопожарной службы увольнению со службы в федеральной противопожарной службе в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных
статьей 84 настоящего Федерального закона (п. 14 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник федеральной противопожарной службы подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
В
части 2 статьи 52 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующей порядок наложения взысканий на сотрудников федеральной противопожарной службы за коррупционные правонарушения, установлено, что взыскания, предусмотренные
статьями 50 и
84 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направляется в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Из содержания приведенных норм следует, что они определяют правовые последствия несоблюдения ограничений, налагаемых на сотрудников федеральной противопожарной службы. В случае неисполнения сотрудником федеральной противопожарной службы обязанности сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей, и принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта, а также установления факта непринятия сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (совершения коррупционного правонарушения, предусмотренного
пунктом 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") сотрудник федеральной противопожарной службы на основании рекомендации комиссии подлежит увольнению в связи с утратой доверия, а контракт с ним - расторжению.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 года N 147, от 29 июня 2018 года N 378, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 года N 18-0/10/П-5146).
В названных методических рекомендациях раскрываются особенности проведения проверки соблюдения должностным лицом обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сроки применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и основания для применения взыскания.
В разделе 4 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 июля 2018 года N 18-0/10/П-5146 определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.; продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и так далее.
При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.
Из изложенного следует, что перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность государственной службы, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим. К субъектам, взаимодействие которых может привести к возникновению конфликта интересов, отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми так или иначе могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у государственного служащего мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами. При этом личная заинтересованность должностного лица может быть обусловлена такими побуждениями как карьеризм, семейственность, а также оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного сотрудника, а также иное покровительство по службе, совершенное из личной заинтересованности.
Порядок уведомления федеральными государственными служащими системы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержден приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 февраля 2017 года N 38 "Об утверждении Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов".
Согласно
пункту 3 Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 февраля 2017 года N 38, государственный служащий обязан сообщать представителю нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. При этом под представителем нанимателя понимается должностное лицо, обладающее полномочиями по назначению на должности и освобождению от должностей. Сообщение оформляется в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - уведомление).
В соответствии с
пунктами 4 и
5 Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 февраля 2017 года N 38, государственный служащий направляет уведомление, составленное в письменном виде в произвольной форме или по рекомендуемому образцу согласно приложению. Уведомление рассматривается представителем нанимателя лично или по его поручению может быть рассмотрено соответствующим подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений или кадровым подразделением.
При разрешении спора по исковым требованиям М.Ю. о признании незаконным его увольнения со службы в органах системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с утратой доверия в случае непринятия сотрудником мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является) приведенные выше нормы и положения, определяющие условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания в виде увольнения со службы за несоблюдение им требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены правильно.
Ввиду того, что М.Ю. в ситуации очевидного конфликта интересов представлял к поощрению, а также оказывал содействие в продвижении по службе находящимся с ним родстве (свойстве) сестре Ш.Б. и зятю Ш.М., заключившими по итогам аттестации служебный контракт и поступившими на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, тем самым приобретшими льготы и гарантии, предусмотренные Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для сотрудников федеральной противопожарной службы, что свидетельствует о безусловном получении ими выгоды перед другими работниками пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия".
Таким образом, вопреки требованиям законодательства по противодействию коррупции М.Ю. допущена ситуация, при которой его личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
При этом материалы гражданского дела и личного дела истца не содержат сведений о том, что М.Ю. при назначении на должность начальника пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" и в период работы в указанной должности принимались меры, направленные на предупреждение либо урегулирование возможного конфликта интересов.
Истец в судебных заседаниях при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций подтвердил, что не направлял в адрес руководства в установленном порядке письменное уведомление о возможности возникновения конфликта интересов между ним с одной стороны и сестрой Ш.Б. и зятем Ш.М. - с другой, работающими с ним в одном подразделении под его непосредственным руководством.
Доводы заявителя о том, что при назначении М.Ю. на должность начальника пожарно-спасательной части N 16 ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" начальник Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия ознакомлен с его анкетой от 2011 года, где в графе родственники указана сестра Ш. (М.), а также о том, что непосредственный начальник истца начальник ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" полковник внутренней службы М.В. был также уведомлен о родстве М.Ю. с Ш.Б. и Ш.М., не опровергают сам факт неисполнения истцом обязанности, установленной законодательством Российской Федерации в сфере борьбы с коррупцией и добровольно взятой на себя М.Ю. при заключении контракта о прохождении службы, не свидетельствует о принятии истцом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, в вышеуказанной анкете Ш. (М.) обозначена как "домохозяйка".
Более того, доказательства, подтверждающие вышеизложенные обстоятельства, в материалах дела не представлены.
При этом уведомление непосредственного руководителя надлежащим уведомлением в соответствии с
пунктом 3 Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 февраля 2017 года N 38, не является в силу того, что начальник федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия" не обладает полномочиями по назначению истца на должность и освобождению от должности.
Согласно
части 5 статьи 52 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" взыскания, предусмотренные
статьями 50 и
84 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Информация о совершении М.Ю. коррупционного правонарушения поступила начальнику Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия 7 сентября 2020 года на основании докладной записки врио начальника отдела кадров, воспитательной работы и профессионального обучения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия К. от 4 сентября 2020 года.
Следовательно, с этой даты подлежит исчислению срок наложения на М.Ю. дисциплинарного взыскания за нарушение требований об урегулировании конфликта интересов.
Доказательства того, что начальнику Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия, уполномоченному принимать соответствующие решения, поступали сведения о совершенном истцом коррупционного проступка до 7 сентября 2020 года в материалы настоящего гражданского дела не представлены.
Учитывая изложенное, довод кассационной жалобы о том, что предусмотренный
частью 5 статьи 52 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок наложения дисциплинарного взыскания надлежит исчислять с 15 ноября 2019 года судебной коллегией признается несостоятельным.
Иные приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены. Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права судами не допущено.
Ссылка заявителя на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела по существу сводится к переоценке доказательств по делу. О наличии существенных нарушений норм материального и процессуального права такие доводы не свидетельствуют и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Ввиду изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного постановления.
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 9 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу М.Ю. - без удовлетворения.
Постановление 12.04.2022.