Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 по делу N 88-1493/2024 (УИД 91RS0007-01-2023-000129-88)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: В нарушение требований пожарной безопасности села системами оповещения населения о пожаре не оборудованы, чем создается реальная угроза безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.01.2024 по делу N 88-1493/2024 (УИД 91RS0007-01-2023-000129-88)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О возложении обязанности.
Обстоятельства: В нарушение требований пожарной безопасности села системами оповещения населения о пожаре не оборудованы, чем создается реальная угроза безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2024 г. по делу N 88-1493/2024
N дела суда 1-й инстанции 2-412/2023 | УИД 91RS0007-01-2023-000129-88 |
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н.,
судей Ивановой О.Н., Харитонова А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белогорского района Республики Крым к администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 14 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н., выслушав прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Белогорского района Республики Крым (далее - прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (далее - администрация) о возложении обязанности. Просил обязать ответчика в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год и выделить денежные средства для обеспечения населенных пунктов - <адрес> системами оповещения населения о пожаре, а также социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, обеспечить установку систем оповещения населения о пожаре на территории <адрес> Республики Крым, обеспечить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 14 июня 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год денежные средства для обеспечения населенных пунктов <адрес> системами оповещения населения о пожаре. Суд обязал администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым обеспечить установление систем оповещения населения о пожаре на территории <адрес> Республики Крым. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 октября 2023 года решение Белогорского районного суда Республики Крым от 14 июня 2023 года в части возложения обязанности на администрацию Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год денежные средства для обеспечения населенных пунктов - <адрес> системами оповещения населения о пожаре отменено. Принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Белогорского района Республики Крым к администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о возложении обязанности в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год денежные средства для обеспечения населенных пунктов - <адрес> системами оповещения населения о пожаре - отказано. В остальной части решение Белогорского районного суда Республики Крым от 14 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу
части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что оснований, предусмотренных
ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены решения суда и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что во исполнение распоряжения начальника отделения надзорной деятельности по Белогорскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым от 01 августа 2022 года N 65 в период с 24.08.2022 по 26.08.2022 проведена внеплановая проверка администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, расположенной по адресу: <адрес>.
Начальником отделения надзорной деятельности по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, майором внутренней службы ФИО2 совместно с Главой Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым ФИО4 выявлены в ходе проверки нарушения. Так, администрацией Новожиловского сельского поселения вокруг населенных пунктов района не реализованы полномочия по решению вопросов финансового обеспечения пожарной деятельности муниципального образования, не обеспечено оповещение населения о пожаре.
Прокуратурой района 26.07.2022 в адрес администрации Новожиловского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона в сфере противопожарной безопасности, а именно обеспечения населенных пунктов - <адрес> системами оповещения населения о пожаре.
Из ответа на представление от 08.08.2022 N 487 следует, что администрацией нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств на указанные цели.
Согласно сообщению отделения надзорной деятельности по Белогорскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым от 16.12.2022 за исх. N 774, направленного прокурору Белогорского района Республики Крым ФИО3, администрацией Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым: не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно не в полном объеме реализованы полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов финансового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, не обеспечено оповещение населения о пожаре; вокруг населенного пункта (с. Новожиловка) не созданы до начала пожароопасного периода противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; не пройдено обучение лицами, ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Представителю Администрации вручено предписание от 01.04.2022, срок устранения нарушений - до 01.04.2023 и до 01.06.2022.
Нарушения, срок устранения которых до 01.06.2022, выполнены в полном объеме.
Из объяснения главы администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым ФИО4, следует, что в части оснащения сел Новожиловка, Новоалександровка и Тургенево системой оповещения населения о пожаре, за счет собственных средств местного бюджета Новожиловского сельского поселения, ввиду его дотационности, администрация данный вопрос разрешить не может. Вместе с тем, с целью привлечения дополнительного финансирования, Администрацией указанные средства запрошены в администрации Белогорского района, в Министерстве финансов Республики Крым.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований прокурора, исходя из установленных нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности, наличие которых представляет угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, применив к спорным правоотношениям положения Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-Ф 3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального
закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции в части не согласился.
Апелляционной коллегией, с учетом положения
статей 10,
132 Конституции Российской Федерации,
статей 14,
35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф 3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указано, что обязывая орган местного самоуправления предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год денежные средства для обеспечения населенных пунктов системами оповещения населения о пожаре, судом первой инстанции не учтено, что утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В связи с указанным решение суда первой инстанции отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год денежные средства для обеспечения населенных пунктов системами оповещения населения о пожаре.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права и их толковании.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Из требований
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно
пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В
пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указано, что органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном
пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований; устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом всех обстоятельств по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований прокурора, исходя из установления того факта, что в нарушение требований пожарной безопасности села Новожиловка, Новоалександровка, Тургенево системами оповещения населения о пожаре не оборудованы, чем создается реальная угроза для безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Утверждение заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора ввиду отсутствия обязанности у администрации по установке системы оповещения населения о пожаре, не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку противоречит вышеприведенным требованиям законодательства, в частности
статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Доводы кассационной жалобы являлись предметом апелляционного судебного рассмотрения, получили правовую оценку с соблюдением требований
статьи 67 ГПК РФ, не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального либо процессуального права, поскольку направлены на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств, не могут служить основанием к отмене судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (
часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 14 июня 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 04 октября 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.ДУРНЕВА
Судьи
О.Н.ИВАНОВА
А.С.ХАРИТОНОВ