Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 N 88-27944/2021 по делу N 2-88/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: С истицей был заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе в должности главного бухгалтера. Истица приняла на себя обязательства, связанные с допуском к государственной тайне. Она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора. Допуск к государственной тайне был прекращен. Истица считает, что ею не были нарушены обязательства, связанные с защитой государственной тайны.
Решение: Отказано.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 N 88-27944/2021 по делу N 2-88/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: С истицей был заключен контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе в должности главного бухгалтера. Истица приняла на себя обязательства, связанные с допуском к государственной тайне. Она была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора. Допуск к государственной тайне был прекращен. Истица считает, что ею не были нарушены обязательства, связанные с защитой государственной тайны.
Решение: Отказано.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2022 г. N 88-27944/2021
Дело N 2-88/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Губаревой С.А., Мартыновой Н.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю.П. к Начальнику Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Севастополю о признании незаконными и отмене приказов, восстановлении в прежней должности, взыскании ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> по кассационной жалобе Ю.П. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 09.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., судебная коллегия
установила:
Ю.П. обратилась в суд с иском к Начальнику Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю (далее - ГУ МЧС России по г. Севастополю), ГУ МЧС России по г. Севастополю о признании незаконными и отмене приказов, восстановлении в прежней должности, взыскании ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 09.02.2021 в удовлетворении исковых требований Ю.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 24.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ю.П. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Ю.П. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов неверно сделан вывод об исполнении ответчиком обязанности по уведомлению истца об ограничении выезда за границу. Отсутствуют основания для прекращения истца к работе, составляющей государственную <данные изъяты>, поскольку в действиях истца отсутствуют нарушения требований законодательства о государственной <данные изъяты>. В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие нарушение истцом взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ между ГУ МЧС России по г. Севастополю и Ю.П. заключен контракт N о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в должности начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера ГУ МЧС России по г. Севастополю.
Приказом ГУ МЧС России по г. Севастополю от 05.04.2019 N-н Ю.П. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде строго выговора, за нарушение служебной дисциплины, которое выразилось в невыполнении (нарушении) пункта 131 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, приказа N от ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к заключенному контракту N Ю.П. приняла на себя обязательства, связанные с допуском к государственной <данные изъяты>, на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной <данные изъяты>.
Кроме того, ранее ДД.ММ.ГГГГ истец приняла и подписала обязательство о соблюдении требований законодательства РФ о гостайне, ознакомлена с приказом N от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ДСП, в соответствии со ст. 22 и ст. 23 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной <данные изъяты>" (далее - Закон), допуск Ю.П. к государственной <данные изъяты> прекращен, в связи с неоднократным нарушением обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>, содержащихся в поступившем в Главное управление Акте от ДД.ММ.ГГГГ состояния работы по защите государственной <данные изъяты> и ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в Главном управлении. Указанный Акт, в соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Nс, отнесен к носителям сведений, составляющих государственную <данные изъяты>.
Приказом N-НС от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления МЧС России по г. Севастополю истец временно отстранена от выполнения служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N ДСП, прекращена выплата ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ю.П. выдано уведомление о прекращении допуска к государственной <данные изъяты>.
Проверкой состояния работы по организации защиты государственной <данные изъяты> и ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в ГУ МЧС России по г. Севастополю, проведенной сотрудниками Главного управления собственной безопасности МЧС России установлено, что УФСБ по Республике Крым и г. Севастополю в 2015 году при проведении проверочных мероприятий в отношении Ю.П. к допуску к государственной <данные изъяты> по 2 форме было отказано. Причина отказа - в анкетных данных скрыла наличие загранпаспорта и выезд за границу Российской Федерации (Уведомление от 05.11.2015 N). Указанная информация также отражена в докладной записке главного специалиста-эксперта группы режимно-секретной работы Главного управления В,М. от ДД.ММ.ГГГГ.
Из Журнала учета проведения инструктажа лиц, допущенных к государственной <данные изъяты> Главного управления, усматривается, что с Ю.П. в установленном порядке проведены инструктажи и доведены требования руководящих документов по защите государственной <данные изъяты> лично под подпись: ДД.ММ.ГГГГ - по статьям 272 - 276, 283 - 284 УК РФ, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственной <данные изъяты>"; ДД.ММ.ГГГГ - пункты 24, 25 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (3-1), ст. 272 - 276, 283 - 284 УК РФ; ДД.ММ.ГГГГ - ст. 24, 25, 118 - 132 Инструкции 3-1; ДД.ММ.ГГГГ - ст. 24, 25 Инструкции 3-1.
Ю.П. обратилась в суд, мотивируя исковые требования тем, что при исполнении истцом обязанностей начальника отдела - главного бухгалтера финансово-экономического отдела Главного управления МЧС России по г. Севастополю, не было допущено даже однократного нарушения взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>. Кроме того, в отношении нее отсутствовали какие-либо основания для отказа в допуске к государственной <данные изъяты>, предусмотренные статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной <данные изъяты>". Незаконное прекращение допуска к государственной <данные изъяты> послужило основанием для ее отстранения от выполнения должностных обязанностей и перевода на иную должность, прекращение выплаты надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно указал, что в ходе судебного разбирательства нашло свое объективное подтверждение то обстоятельство, что Ю.П. свое обязательство по сдаче загранпаспорта в кадровое подразделение ГУ МЧС России по г. Севастополю не сдала, чем допустила нарушение требований действующих нормативных актов по защите государственной <данные изъяты>, а именно подпункта 19 пункта 24 Инструкции 3-1, а, следовательно, у ответчика на основании статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной <данные изъяты>" и пунктов 15, 48 Инструкции 63 имелись достаточные основания для принятия решения о прекращении допуска Ю.П. к государственной <данные изъяты>.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ст. 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной <данные изъяты>", допуск должностного лица или гражданина к государственной <данные изъяты> может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, в частности в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>.
Статьей 21 указанного Закона предусмотрено, что сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной <данные изъяты> устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной <данные изъяты> предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную <данные изъяты>; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной <данные изъяты>, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>.
В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной <данные изъяты>, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 настоящего Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Во исполнение Закона Российской Федерации "О государственной <данные изъяты>" Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты> (далее - Инструкция), согласно п. 15 которой допуск гражданина к государственной <данные изъяты> может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной <данные изъяты>, в случае расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>, возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной <данные изъяты>.
Решение о прекращении допуска гражданина к государственной <данные изъяты> оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью организации (п. 45 Инструкции).
В силу пп. "д" п. 12 Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной <данные изъяты> может являться уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ) сотрудник федеральной противопожарной службы временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и (или) иную охраняемую законом <данные изъяты>, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной <данные изъяты> по соответствующей форме (пункт 6 Инструкции о порядке допуска должност-ных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития, знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности.
В целях недопущения возникновения ситуаций, представляющих угрозу личной безопасности сотрудников Главного управления при выезде за границу РФ, начальником принято решение о временном ограничении права на выезд сотрудников Главного управления, в связи с чем приказом Главного управления от 13.07.2017 N 174 утвержден Порядок получения паспортов и оформления разрешений на выезд государственных служащих и работников подведомственных учреждений Главного управления, осведомленных в секретных сведениях или не имеющим допуска к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты> за пределы РФ (далее - Порядок).
Согласно п. 10 раздела 4 Порядка государственные служащие Главного управления в течение 5 суток с момента выдачи им государственными органами общегражданских заграничных паспортов обязаны предоставить их в соответствующий кадровый орган для учета. Указанный Порядок доведен до начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера 13.07.2017 и зарегистрирован в финансово-экономическом отделе 14.07.2017 вх. N 307-7-818.
Согласно пункту 131 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (далее - Инструкция 3-1), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 работник, имеющий паспорт, при принятии решения о временном ограничении его права на выезд из Российской Федерации обязан в 5-дневный срок передать его на хранение до истечения установленного срока ограничения в организацию, в которой ему был оформлен допуск и с которой им заключен трудовой договор (контракт).
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы фактически были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, всем доказательствам по делу судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы судов основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процес-суального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 09.02.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 24.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Ю.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Г.РУДЕНКО
Судьи
С.А.ГУБАРЕВА
Н.Н.МАРТЫНОВА
Постановление 28.02.2022