Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2024 N 88а-3397/2024 (УИД 26RS0010-01-2023-003010-89)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Неисполнение требований уголовно-исполнительного законодательства, требований законодательства о пожарной безопасности может повлечь причинение вреда здоровью человека, обострение режимной обстановки в исправительном учреждении или иные тяжкие последствия.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2024 N 88а-3397/2024 (УИД 26RS0010-01-2023-003010-89)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконным бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Неисполнение требований уголовно-исполнительного законодательства, требований законодательства о пожарной безопасности может повлечь причинение вреда здоровью человека, обострение режимной обстановки в исправительном учреждении или иные тяжкие последствия.
Решение: Удовлетворено.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2024 г. N 88а-3397/2024
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,
судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 декабря 2023 г. по административному делу N 2а-2266/2023 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю, Федеральной службе исполнения наказания о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административных ответчиков ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее также - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, исправительное учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю (далее также - УФСИН России по Ставропольскому краю), Федеральной службе исполнения наказания (далее также - ФСИН России) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование своих требований указал на то, что проведенной проверкой в исправительном учреждении выявлены нарушения пожарной безопасности, которые в случае чрезвычайной ситуации могут привести к негативным последствиям и жертвам среди осужденных, в связи с чем просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, выражающееся в непринятии мер, направленных на обеспечение проектирования и установку автоматической пожарной сигнализации (АУПС), оборудования системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара (СОУЭ), проектирования и получение технической документации на установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией, проведение технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации; возложить на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю обязанность в течение десяти месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры, направленные на обеспечение проектирования и установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах исправительного учреждения в промышленной зоне: инструментальный цех МСУ (литер Р), здание готовой продукции/электродный цех (литер Ж), здание служебно-бытового корпуса, птичник (литер Т); проведение технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации на объектах: отрядов N 1-12, в здании столовой, в здании штаба жилой зоны, в здании единых помещений камерного типа; проведение технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации во всех помещениях исправительного учреждения; возложить на ФСИН России обязанность обеспечить устранение УФСИН России по Ставропольскому краю, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю нарушений законодательства Российской Федерации, регламентирующих соблюдение требований пожарной безопасности в ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 декабря 2023 г., административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 1 марта 2024 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 марта 2024 г., ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на отсутствие финансирования, а также на то, что исправительное учреждение является ненадлежащим ответчиком, проектная документация для установки оборудования находится в разработке.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с
частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Согласно
части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административных ответчиков Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Колячкину И.В., возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, межрайонным прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего соблюдение требований пожарной безопасности, в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, в ходе которой установлены нарушения пожарной безопасности, а именно, в нарушение требований
пункта 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила N 1479) в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю не обеспечено проведение работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей) зданий при пожаре, обеспечивающих их исправное состояние; в зданиях отрядов N 1-12, в здании столовой, в здании строгого содержания, в здании штаба, в здании единых помещений камерного типа автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (датчики пожарных извещателей находятся в режиме сработки); в промышленной зоне не обеспечено наличие средств обеспечения пожарной безопасности: инструментальный цех МСУ (литер Р), здание готовой продукции/электродный цех (литер Ж), здание служебно-бытового корпуса, птичник (литер Т), отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей.
В целях устранения выявленных нарушений прокурором Ставропольского края 13 апреля 2023 г. в адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю внесено представление об устранении нарушений пожарной безопасности.
Согласно ответу ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю от 15 мая 2023 г. в исправительном учреждении проведена определенная работа по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, поданы заявки от 1 ноября 2022 г N 26/4/8515, от 15 февраля 2023 г. N 26/4/11-1244, от 3 апреля 2023 г. N 26/4/5/4-2778 в ИТСУ УФСИН России по Ставропольскому краю. Также поданы заявки от 31 января 2023 г. N 26/4/11-620 и от 6 марта 2023 г. N 26/4/5/4-2957 на обеспечение установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в производственной зоне.
4 июля 2023 г. прокуратурой направлено требование о предоставлении информации об устранении нарушений закона, однако согласно представленному ответу ФКУ ИК-4 УФСИН по Ставропольскому краю от 10 июля 2023 г., данные нарушения закона до настоящего времени в полном объеме не устранены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения норм, закрепленных в нормах, регулирующих данные правоотношения, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что неисполнение требований уголовно-исполнительного законодательства, требований законодательства о пожарной безопасности, может повлечь причинение вреда здоровью человека, обострение режимной обстановки в исправительном учреждении или иные тяжкие последствия.
Таким образом, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам жалобы ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, как правильно указано судом апелляционной инстанции, выбор судом первой инстанции способа восстановления нарушенного права соответствует требованиям закона, при этом возложение на исправительное учреждение обязанность устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности соответствует требованиям законодательства и соответствует Уставу учреждения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 названного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии со
статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Суды, установив, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - осужденных, содержащихся в учреждении, сотрудников ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, иных лиц, посещающих, либо находящихся на территории учреждения, правильно применив нормы материального права, регулирующие данные правоотношения, обоснованно удовлетворили заявленные прокурором требования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, в том числе о том, что выполнение ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ставропольскому краю, являющимся казенным учреждением и получателем средств федерального бюджета обязанностей, обусловлено объемами финансирования, выделенными на указанные цели УФСИН России по Ставропольскому краю из федерального бюджета, своевременностью их доведения и освоения, выводы судов не опровергают и не могут служить основанием к отмене судебных актов.
Утверждение в жалобе о том, что исправительным учреждением часть нарушений устранена, не влияют на законность выводов судов, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что нарушения требований пожарной безопасности административными ответчиками в полном объеме не устранены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы, к которым пришли суды по настоящему административному делу, правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 30 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
Судьи
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА
Ю.К.БЕЛОУСОВА
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 апреля 2024 г.