Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2024 по делу N 88а-3320/2024, 2а-2001/2023 (УИД 26RS0010-01-2023-002678-18)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено необеспечение проведения работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей) зданий при пожаре, обеспечивающих их исправное состояние; отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей; отсутствие договора на работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2024 по делу N 88а-3320/2024, 2а-2001/2023 (УИД 26RS0010-01-2023-002678-18)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено необеспечение проведения работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей) зданий при пожаре, обеспечивающих их исправное состояние; отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей; отсутствие договора на работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2024 г. по делу N 88А-3320/2023
N 2а-2001/2023
Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф.,
судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.12.2023
по административному делу по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю, Федеральному казенному учреждению "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К., а также пояснения представителя кассатора К., поддержавшего доводы кассационной жалобы и возражения против ее удовлетворения прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Колячкиной И.В., судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ставропольского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - УФСИН России по Ставропольскому краю), Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю (далее - ФКУ ИК N 3), Федеральному казенному учреждению "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю" (далее - ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Ставропольскому краю) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Просил суд признать незаконным бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение проектирования и установку автоматической пожарной сигнализации, оборудования системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, проектирования и получение технической документации на установку пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией, проведение технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации;
возложить обязанность на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на обеспечение проектирования и установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах исправительного учреждения в здании швейного цеха N 1 (литер Ш1), здании швейного цеха N 2 (литер Ш2), здании раскройного цеха (литер ШЗ), здании штаба рабочей зоны (литер Ч, 41), здании столовой заключенных 3/К (литер Ш);
проведение технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации на объектах общежитий исправительного учреждения для осужденных (литеры 01, 04, 05);
обеспечение при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы в зданиях столовой (литер С, С1, С2, С3, С4, С5), школы, ПТУ (литер П), здания краевой больницы (литер А) ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке;
возложить обязанность на ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Ставропольскому краю в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вышеуказанные объекты исправительного учреждения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, произвести ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.09.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.12.2023, административные исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю в непринятии мер, направленных на обеспечение проектирования и установку автоматической пожарной сигнализации, оборудования системой оповещения управления эвакуацией людей в случае пожара, проектирования и получение технической документации на установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией, проведение технических работ по ремонту автоматической пожарной сигнализации.
Суд возложил обязанность на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на обеспечение проектирования и установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах исправительного учреждения в здании швейного цеха N 1 (литер Ш1), здании швейного цеха N 2 (литер Ш2), здании раскройного цеха (литер ШЗ), здании штаба рабочей зоны (литер Ч, 41), здании столовой заключенных 3/К (литер Ш), проведение технических работ по ремонту" автоматической пожарной сигнализации на объектах общежитий исправительного учреждения для осужденных (литер 01, 04, 05), обеспечение при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности сверх срока службы в зданиях столовой (литер С, С1, С2, С3, С4, С5), школы, ПТУ (литер П), здания краевой больницы (литер А) ежегодного проведения испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке.
В удовлетворении требований к ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Ставропольскому краю отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю обратилось с кассационной жалобой в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, в которой ставит вопрос об их отмене и принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судами неправильно истолкованы и применены нормы материального права выводы судов не соответствуют обстоятельствам административного дела, в частности приводит доводы о том, что ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю, которые выделены не были и отсутствовала финансовая возможность устранить нарушения.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 01.03.2024.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, от администрации поступило ходатайство рассматривать кассационную жалобу в их отсутствие. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационном представлении доводы, материалы дела и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено судами и следует из материалов дела, межрайонной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ставропольского края проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, регламентирующего соблюдение требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю.
В ходе проверки установлены нарушения пункта 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении правил Противопожарного режима в Российской Федерации", выразившихся в необеспечении проведения работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей) зданий при пожаре, обеспечивающих их исправное состояние, в здании швейного цеха N 1 (литер Ш1), здании швейного цеха N 2 (литер Ш2), здании раскройного цеха (литер ШЗ), здании штаба рабочей зоны (литер Ч, 41), здании столовой заключенных 3/К (литер Ш); отсутствии автоматической установки пожарной сигнализации (АУПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ); отсутствии договора на работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств; при эксплуатации средств пожарной безопасности сверх срока службы в зданиях столовой (литер С4, С1, С2, С3, С4, С5), школы, ПТУ (литер П), здания крайбольницы (литер А) правообладатель объекта защиты не обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке; в учреждении не организована работа по ремонту АУПС на объектах общежитий для осужденных (литер 01, 04, 05).
30.05.2023 в целях устранения выявленных нарушений заместителем прокурора края в адрес начальника УФСИН России по Ставропольскому краю внесено представление N 17-11-2023 об устранении нарушений пожарной безопасности.
Из ответа временно исполняющего обязанности начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ставропольскому краю усматривается, что выявленные нарушения пожарной безопасности требуют определенных финансовых затрат; в учреждении отсутствует лицензионное право на проведение ремонта, технического обслуживания АУПС и СОУЭ, а также обученные сотрудники в области пожарной автоматики, технической базы, договора на техническое обслуживание. О необходимости проведения регулярного обслуживания автоматической пожарной сигнализации, проведения регламентных работ по техническому обслуживанию в адрес ФКУ ЦИТОВ по СК и УФСИН России по Ставропольскому краю направлялись соответствующие информационные письма.
Приведенные выше обстоятельства явились основанием к обращению прокурора с настоящим административным иском в суд.
Статьей 9 Федерального Закона от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу статьи 13 упомянутого Закона, учреждения, исполняющие наказание, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
В Уставе ФКУ ИК-3 УФСИН по Ставропольскому краю отмечено, что Учреждение осуществляет, в том числе, эксплуатацию зданий, техническое обслуживание, охрану помещений и имущества Учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию (пункт 2.5.2).
Управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН России по Ставропольскому краю и руководство Учреждения (начальник, его заместитель) (пункт 4.1). УФСИН России по Ставропольскому краю в отношении Учреждения осуществляет, в том числе доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и внесение в них изменений (пункт 4.3).
Согласно подпункту 8 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденном Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", основными задачами ФСИН России являются: управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
ФСИН России осуществляет, в частности, полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (пункт 7 Положения).
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Согласно пункту 4.3 Устава УФСИН России по Ставропольскому краю в отношении Учреждения осуществляет, в том числе доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и внесение в них изменений.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к основным функциям организаций, являющихся элементами системы обеспечения пожарной безопасности, относятся разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не подпускать их использования не по назначению (ст. 37 Закона N 69-ФЗ).
На основании частей 1 и 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Задачами административного судопроизводства являются в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в названной сфере.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статья 9 Кодекса).
В соответствии с положениями статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, принимает предусмотренные этим кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Суд определяет имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из правового анализа приведенных норм судами сделан обоснованный вывод, что ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором недостатков в сфере пожарной безопасности в ФКУ ИК-3 УФСИН по Ставропольскому краю, а УФСИН России по Ставропольскому краю доводит финансирование до ФКУ ИК-3 УФСИН по Ставропольскому краю.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, суды на основании фактических обстоятельств дела пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований в отношении ФКУ ИК-3 УФСИН по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного ответчика с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Судом кассационной инстанции оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.09.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.12.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
Судьи
Ю.К.БЕЛОУСОВА
Г.К.ЗАЙНУЛЛИНА
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10.04.2024.