Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2023 N 88а-17941/2023 (УИД 61RS0004-01-2022-005223-55)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что административному истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Административный ответчик пришел к выводу об обеспеченности административного истца общей площадью жилого помещения более нормы предоставления на одного члена семьи.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2023 N 88а-17941/2023 (УИД 61RS0004-01-2022-005223-55)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что административному истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Административный ответчик пришел к выводу об обеспеченности административного истца общей площадью жилого помещения более нормы предоставления на одного члена семьи.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2023 г. N 8а-8898/2023(88а-17941/2023)
дело N 2а-3010/2022
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу О., действующей в интересах Федеральной службы судебных приставов России на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ч.Т. об оспаривании решения службы судебных приставов.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснение представителя ФССП России А., настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ч.Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения комиссии УФССП России по Ростовской области от 4 мая 2021 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Просила суд возложить на комиссию центрального аппарата ФССП России обязанность устранить допущенные нарушения путем постановки Ч.Т. на учет с даты подачи заявления для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 октября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной представителем Федеральной службы судебных приставов России по доверенности О. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 27 февраля 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 апреля 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя ФССП России А., настаивавшей на требованиях кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Ч.Т. на основании договора о долевом участии в строительстве от 3 декабря 2015 года является собственником квартиры N, общей площадью 28,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Ч.Т., супруг Ч.А.В., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, и дети: несовершеннолетняя К., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту жительства, и несовершеннолетний Ч.А.А., что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания.
Ч.Т. является сотрудником УФССП России по Ростовской области (заместитель начальника отдела организационно-контрольной работы УФССП России по Ростовской области) со стажем работы более десяти лет.
Согласно повестке дня по рассмотрению заявлений сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации УФССП России по Ростовской области в целях определения наличия условий для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Ч.Т. с составом семьи из 4 человек признана нуждающейся в получении вышеуказанной единовременной социальной выплаты.
Согласно письму ФССП России от 17 февраля 2022 года Ч.Т. сообщено об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку она является собственником жилого помещения площадью 28,4 кв. м, ее супруг является членом семьи собственника жилого помещения площадью 44,3 кв. м.
Административный ответчик пришел к выводу об обеспеченности общей площадью жилого помещения более 15 кв. м на одного члена семьи (на семью из 4 человек по 18,17 кв. м на одного члена семьи).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно пункту 2 части 3 указанной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 указанной статьи).
В силу пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила), единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Согласно материалам дела, каких-либо иных помещений, кроме квартиры общей площадью 28,4 кв. м в собственности Ч.Т. и членов ее семьи не имеется.
Согласно положениям жилищного и семейного законодательства необходимым условием для признания лица членом семьи собственника жилого помещения является установление фактов его вселения собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена его семьи, а также совместное проживание вселенного лица с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, при этом наличие регистрации в жилом помещении собственника является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами, в том числе свидетельствующими о вселении лица в качестве члена семьи собственника и его совместном проживании с собственником жилого помещения.
Судами установлено, что квартира N 86 общей площадью 44,3 кв. м по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности отцу супруга Ч.Т. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18 июля 2011 года.
При этом, как следует из копии паспорта супруга, с 20 марта 2008 года Ч.В. зарегистрирован по указанному адресу.
Вместе с тем, согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 22 января 2021 года с 18 января 2021 года по 18 января 2026 года Ч.А.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Доказательств, с достоверностью подтверждающих вселение Ч.А.А. в квартиру, принадлежащую на праве собственности его отцу, материалы дела не содержат.
Таким образом, Ч.А.А. совместно с отцом не проживает, совместного хозяйства не ведет, в составе своей семьи из четырех человек в указанное жилое помещение не вселялся. Следовательно, площадь квартиры площадью 44,3 кв. м по адресу: <адрес>, при расчете обеспеченности жилой площадью административного истца и членов его семьи учету не подлежит, а потому Ч.Т. с учетом членов ее семьи (супруга и двух несовершеннолетних детей) имеет право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 17 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 1 июня 2023 года.
Председательствующий
В.В.ШЕЛУДЬКО
Судьи
Н.В.УСЕНКО
А.Е.ИВАНОВ