Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 N 88а-13498/2023 по делу N 2а-2079/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцам отказали в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 N 88а-13498/2023 по делу N 2а-2079/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцам отказали в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решение: Удовлетворено.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2023 г. N 88а-13498/2023
Дело N 2а-2079/2022
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Богатых О.П., Русакова А.Е.
рассмотрела кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Калмыкия на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 октября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Н.М., Н.Ц. к ФСИН России об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия
установила:
Н.М., Н.Ц. обратились в Элистинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 21 июня 2016 года N 44 (далее - решение комиссии N 44) в части отказа в принятии на учет Н.М. на получение единовременной социальной выплаты; возложить на ФСИН России обязанность поставить Н.М. с составом семьи 2 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента обращения, то есть с 27 апреля 2014 года.
В обоснование административного иска Н.М., Н.Ц. указали, что Н.М. проходит службу в ФКУ <данные изъяты>. Ранее проходил службу в ФКУ <данные изъяты>. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет, состав семьи 2 человека. 5 октября 2013 года Н.М. заключил брак с Н. (<данные изъяты>) Ц.В., после создания семьи супруги стали проживать отдельно, заключив договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> 21 января 2014 года супруги Н-вы зарегистрировались по вышеуказанному адресу. 27 февраля 2014 года Н.М., будучи сотрудником <данные изъяты>, подал рапорт в подкомиссию УФСИН <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. 7 марта 2014 года подкомиссией УФСИН <данные изъяты> принято решение о направлении документов Н.М. в ФСИН России для решения вопроса о постановке на соответствующий учет. 22 февраля 2022 года представитель административных истцов Н.Л. обратился в ФСИН России с просьбой проинформировать о принятом решении жилищной комиссии. 29 мая 2022 года Н.М. получил выписку из протокола комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 21 июня 2016 года N 44 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным решение комиссии ФСИН России N 44, на комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исправительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья возложена обязанность поставить Н.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, состав семьи - 2 человека, с 27 февраля 2014 года.
Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 26 сентября 2022 года судья Верховного Суда Республики Калмыкия определил перейти к рассмотрению заявленных Н.М., Н.Ц. требований по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 октября 2022 года решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 18 января 2023 года, ФСИН России и УФСИН России по Республике Калмыкия ставят вопрос об отмене решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 октября 2022 года. Как указывают заявители, снявшись добровольно с регистрационного учета в 2014 году и добровольно отказавшись от права пользования жилым помещением, в котором был ранее зарегистрирован, административный истец намеренно ухудшил свои жилищные условия. Считают, что административный истец, как член семьи собственника жилого помещения, имел право пользования принадлежащим его матери жилым помещением. По мнению подателей кассационной жалобы, у Н.М. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2023 года суд перешел к рассмотрению заявленных Н.М., Н.Ц. требований по правилам административного судопроизводства, кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании
пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно
части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу
части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с
частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания
статьи 218,
пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Как видно из материалов дела, Н.М. является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
27 февраля 2014 года административный истец обратился в подкомиссию УФСИН <данные изъяты> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с рапортом о постановке его и членов семьи в очередь на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
7 марта 2014 года подкомиссией УФСИН <данные изъяты> принято решение о направлении рапорта и документов Н.М. в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, состав семьи - 2 человека.
22 февраля 2022 года представитель истцов Н.Л. обратился в ФСИН России с просьбой сообщить о принятом решении жилищной комиссии.
26 мая 2022 года Н.М. получил решение комиссии ФСИН России от 21 июня 2016 года N 44, которым Н.М. отказано в постановке на учет единовременной социальной выплаты в 2014 году в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, что подпадает под одно из оснований, предусмотренных
частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
В силу
части 1 статьи 1 Закона N 283-ФЗ этот
Закон регулирует, в том числе отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
пункт 1 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно
части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее -
Правила).
В соответствии с
пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Основанием отказа жилищной комиссии в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты послужили полученные сведения о том, что до 21 января 2014 года Н.М. был зарегистрирован в жилом помещении, собственником которого являлась его мать; супруга заявителя Н.Ц. до 21 января 2014 г. - в жилом помещении своего отца, площадь помещений с учетом количества зарегистрированных лиц составляла более 15 кв. м на человека.
Следовательно, Н.М. и его супруга, снявшись с регистрационного учета из жилых помещений, принадлежащих матери и отцу соответственно, зарегистрировавшись по иному адресу, тем самым совершили действия по ухудшению своих жилищных условий с намерением состоять на учете для получения социальной выплаты, и, если бы не указанные действия, их нуждаемость в жилом помещении и основания, влекущие право на получение социальной выплаты, отсутствовали бы.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что выселение Н.М., Н.Ц. из жилых помещений своих родителей в связи с созданием ими новой семьи и последующее вселение административных истцов в отдельную квартиру, не может расцениваться как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Так, судами установлено, что Н.М. с 28 мая 2004 года был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Собственником жилого дома являлся ФИО16
В последующем Н.М. с 28 апреля 2012 года зарегистрировался и проживал на безвозмездной основе в квартире по адресу: г<адрес> собственником которой являлась его мать ФИО17 (договор купли-продажи от 20 октября 2010 года). Сведений о том, что он был вселен в качестве члена семьи матери и приобрел право пользования жилым помещением, материалы дела не содержат.
Н.Ц. с 31 августа 2010 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Собственником домовладения являлся ФИО18.
10 июня 2011 года Н.Ц. зарегистрировалась и стала проживать на безвозмездной основе по адресу: <адрес> Собственником жилого дома являлся ее отец ФИО19 (договор купли-продажи от 11 марта 2010 года). Сведений о том, что она была вселена в жилое помещение в качестве члена семьи отца и приобрела право пользования жилым помещением, материалы дела также не содержат.
С 21 января 2014 года супруги в связи с созданием семьи выписались с предыдущих мест проживания, зарегистрировались и стали проживать по новому адресу: <адрес>. Квартира принадлежит на праве собственности ФИО20.
Поскольку после заключения брака административные истцы стали жить отдельно от своих родителей, то законных оснований для отнесения их к членам семьи ФИО21 и ФИО22 не имелось.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к выводу, что решение комиссии ФСИН России является незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами первой и апелляционной инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со
статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями
статей 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Калмыкия - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке
статей 318 -
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 6 апреля 2023 года.