Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2023 по делу N 88а-12591/2023, 2а-3264/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О предоставлении места в образовательном учреждении.
Обстоятельства: Административный истец утверждает, что ей в устной форме было отказано в зачислении ее ребенка в образовательное учреждение, письменный отказ она не получила.
Решение: Отказано.


Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2023 по делу N 88а-12591/2023, 2а-3264/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О предоставлении места в образовательном учреждении.
Обстоятельства: Административный истец утверждает, что ей в устной форме было отказано в зачислении ее ребенка в образовательное учреждение, письменный отказ она не получила.
Решение: Отказано.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2023 г. по делу N 8а-4106/2023 (88а-12591/2023)
N 2а-3264/2021
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу П. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению П. об оспаривании бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным бездействие директора ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь К.И., заместителя по УВР ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь К.Н., секретаря ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь К.М., выразившееся в незачислении 20 августа 2021 года ее малолетнего сына ФИО7 в первый класс и о возложении обязанности зачислить ее сына датой подачи заявления от 20 августа 2021 года в первый класс ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь.
В обоснование административного иска П. указала, что административными ответчиками нарушен принцип общедоступности образования, а также положений приказа департамента образования и науки города Севастополя от 31 марта 2021 года N 331-П "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "зачислении в образовательные организации реализующие образовательные программы начального общего, основного и среднего общего образования".
Административный истец утверждает, что 20 августа 2021 года ей в устной форме было отказано в зачислении ее ребенка ФИО7 в ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь, письменный отказ она не получила.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 мая 2022 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 декабря 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 30 декабря 2022 года, П. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 декабря 2021 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 мая 2022 года. Указывает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций являются незаконными и противоречащими законодательству, судебные акты вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
В Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 20 марта 2023 года поступило возражение представителя Р., действующего в интересах директора ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь К.И., заместителя по УВР ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь К.Н., секретаря ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" г. Севастополь К.М., просит оставить без изменения решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 мая 2022 года, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением судьи от 15 февраля 2023 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего общего образования.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, 20 августа 2021 года административный истец направил директору ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" К.И. на официальную электронную почту школы заявление о зачислении ее сына ФИО7 в первый класс, указав, что местом их жительства является <адрес>, приложив копии своего паспорта, свидетельства о рождении и спортивной грамоты ФИО7 Заявление 21 августа 2021 года зарегистрировано в журнале регистрации заявлений о приеме в ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" под N 164 и по результатам его рассмотрения 23 августа 2021 года на электронную почту истца, указанную в заявлении, направлен ответ об отсутствии вакантных мест в первых классах.
Также 20 августа 2021 года П. обратилась с аналогичным заявлением через сайт ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова", которому присвоен N 11, по результатам его рассмотрения 26 августа 2021 года заместителем директора школы К.Н. дан ответ о том, что адрес проживания заявителя не относится к микрорайону школы, прием в первые классы закрыт, вакантных мест нет.
П. 26 августа 2021 года повторно обратилась в ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" с заявлением о зачислении ее сына ФИО7 в первый класс, по результатам рассмотрения данного заявления 26 августа 2021 года истцу дан ответ об отсутствии вакантных мест в первых классах.
21 сентября 2021 года прокуратурой Ленинского района г. Севастополя в образовательное заведение направлен запрос о предоставлении информации обо всех обращениях П. о приеме ее ребенка в первый класс в рамках проведения проверки по обращению П.
Во исполнение названного запроса 28 сентября 2021 года директором школы дан ответ о незачислении 20 августа 2021 года сына административного истца в первый класс на основании утвержденного административного регламента - в связи с отсутствием вакантных мест и указано, что П. 27 сентября 2021 года на 08-00 часов была назначена встреча с целью зачисления ребенка в первый класс и знакомства с классным руководителем, истец в назначенное время не пришла, на телефонные звонки не отвечала, при посещении заместителем директора К.Н. указанного в заявлении адреса проживания, дверь никто не открыл.
Аналогичный по содержанию ответ дан директором ГБОУ СОШ N 22 "им. Н.А. Острякова" 7 октября 2021 года на запрос департамента образования и науки города Севастополя.
Установив эти обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С этими выводами суда обоснованно согласилась судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, указав, что административный истец и ее малолетний сын проживают на территории, закрепленной за ГБОУ Гимназия N 8 "им. Н.Т. Хрусталева", где и имеют первоочередное право на поступление в данное учебное заведение. При этом таким правом не воспользовались, согласно представленного представителем административных ответчиков в материалы дела ответа ГБОУ Гимназия N 8 "им. Н.Т. Хрусталева" N 01-12/380-21 от 13 декабря 2021 года П. по вопросу зачисления ее сына ФИО7 в первый класс не обращалась, у административных ответчиков не имелось установленных законом оснований для зачисления ФИО7 в данное учебное заведение, так как по состоянию на 20 августа 2021 года вакантных мест для зачисления в первый класс не имелось.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Как предусмотрено в статье 67 Закона об образовании, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 2); правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3); в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Непосредственно прием граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, на территории Российской Федерации, в том числе города Севастополя, регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года N 32, которым предусмотрено, что прием в образовательные организации осуществляется по заявительному принципу, обеспечивающему приоритетное зачисление лиц, проживающих на территории, за которой закреплена конкретная общеобразовательная организация; гражданину может быть отказано в приеме в образовательную организацию при отсутствии свободных мест в конкретной образовательной организации. При этом, кроме заявления необходимо предъявление соответствующих документов, перечень которых определен в пункте 9 указанного Порядка, включающий в том числе документы, в том числе подтверждающие право на пребывание в Российской Федерации и сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, в частности, на закрепленной территории.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Прием обучающихся в образовательную организацию, формирование структуры, контингента обучающихся относится к компетенции образовательной организации.
В первоочередном порядке предоставляются места в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях детям, указанным в абзаце втором части 6 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", по месту жительства их семей.
Также предоставляются места в общеобразовательных организациях по месту жительства независимо от формы собственности детям, указанным в части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", детям сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, и детям, указанным в части 14 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 17 Порядка N 458 прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пунктах 9, 10 и 12 Порядка, а также проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
В соответствии с абз. 8 п. 24, абз. 6, 7 п. 26 Порядка N 458 в заявлении о приеме на обучение родителем (законным представителем) ребенка или поступающим, реализующим право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона, указываются, в том числе, сведения о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема.
Приказом департамента образования и науки г. Севастополя N 331-П от 30.03.2021 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "зачисление в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее Административный регламент), предметом регулирования которого являются отношения, связанные с зачислением детей (обучающихся) в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, определение сроков и последовательности административных процедур, административных действий, принятия решений Организациями, порядок взаимодействия между заявителями и Организациями, предоставляющими государственную услугу, а также организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, при непосредственном предоставлении государственной услуги (пункт 1.1).
Пунктами 1.2.1, 1.2.3 Административного регламента установлены перечни детей, имеющих первоочередное право зачисления на обучение в образовательную организацию, соответственно, из числа зарегистрированных и не зарегистрированных на закрепленной территории.
Согласно п. 2.4.1 Административного регламента в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года N 458 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пункте 1.2.1 Регламента, проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.
В соответствии с п. п. 2.4.3, 2.4.4 Административного регламента зачисление в первый - одиннадцатый классы образовательной организации на следующий учебный год оформляется распорядительным актом руководителя Организации в течение 5 рабочих дней после приема заявления о приеме на обучение и предоставленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2.4.1 Регламента.
Прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пунктах 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.4 Порядка, а также проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Согласно части 1 статьи 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
П. каких-либо доказательств того, что ее сын ФИО7 имеет внеочередное право на зачисление в ГБОУ СОШ N 22 им. Н.А. Острякова г. Севастополя ни в образовательное учреждение, ни судам не представила.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В данном случае такой совокупности условий судами не установлено, в связи с чем отказ в удовлетворении административного иска П. является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, сводятся к иной правовой оценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 21 апреля 2023 года.
Председательствующий
О.П.БОГАТЫХ
Судьи
Э.К.МАЛЬМАНОВА
Д.В.МОНМАРЬ