Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2022 N 88а-30589/2022 по делу N 2а-1883/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании решения и бездействия органа государственной власти.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на направление в его адрес ответа с нарушением срока, установленного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Решение: Отказано.

Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2022 N 88а-30589/2022 по делу N 2а-1883/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании решения и бездействия органа государственной власти.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на направление в его адрес ответа с нарушением срока, установленного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".
Решение: Отказано.


Содержание

Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2022 г. N 8а-24411/2022(88а-30589/2022)
Дело N 2а-1883/2021
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению С. об оспаривании решения и бездействия органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) министра жилищной политики и Государственного строительного надзора Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие заместителя министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым А.К., выразившееся в направлении в адрес С. ответа от 29 июня 2021 года N СО-8/-1/1 с нарушением срока, установленного Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года судебное решение отменено в части удовлетворения исковых требований, в указанной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска, в остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной С. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 12 июля 2022 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 августа 2022 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гарантировано право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5), а также на ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2 статьи 5).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке организации работы с обращениями граждан в министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при рассмотрении обращения министерством или должностным лицом министерства гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 4.9 раздела 4 настоящего Положения.
Пунктом 4.3 Положения установлено, что министерство или должностное лицо министерства:
1) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах публичной власти и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
2) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
3) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 4.10 раздела 4 настоящего Положения;
4) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган публичной власти или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В силу пункта 4.4 Положения ответ на обращение подписывается министром, первым заместителем или заместителями министра или должностным лицом министерства, исполняющим обязанности министра, первого заместителя или заместителя министра.
Согласно пункту 4.5 Положения ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в министерство в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в Министерство в письменной форме.
В силу пункта 21.9 Административного регламента осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Крым в случае выявления при проведении проверки нарушений застройщиком, техническим заказчиком и иными лицами законодательства Российской Федерации, надзор за соблюдением которого не входит в полномочия министерства, материалы, свидетельствующие об указанных нарушениях, в срок не позднее десяти 10 рабочих дней с даты выявления таких нарушений направляются в соответствующий контрольный (надзорный) орган или прокуратуру.
Как следует из материалов дела, 6 июня 2021 года С. посредством личного кабинета интернет-приемной портала правительства Республики Крым направила в адрес министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым заявление об административном правонарушении, в котором заявитель, ссылаясь на нарушение требований пожарной безопасности, просила провести проверку поданного заявления в порядке Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Г. и А.В.; привлечь виновных лиц к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушения требований пожарной безопасности, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства и обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при строительстве жилого дома блокированной застройки; в случае, если надзор за соблюдение получения разрешения на строительство при строительстве объектов капитального строительства, если для осуществления строительства объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, не входит к полномочия министерства, материалы, свидетельствующие об указанных нарушениях, направить в соответствующий контрольный (надзорный) орган или прокуратуру, в порядке пункта 21.9 Административного регламента осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Крым.
Обращение зарегистрировано 8 июня 2021 года под N 232557.
Определением начальника управления регионального государственного строительного надзора в отношении линейных и неподнадзорных объектов министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 29 июня 2021 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Г. по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; руководствуясь пунктом 21.9 Административного регламента осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Республики Крым обращение С. направлено в адрес Главного управления МЧС России по Республике Крым для рассмотрения вопросов в части своей компетенции.
Также по результатам рассмотрения обращения первым заместителем министра А.К. дан ответ от 29 июня 2021 года, который направлен С. на электронную почту 29 июля 2021 года.
Информация, изложенная в ответе, подтверждается материалами проверок, проведенных Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора в отношении объекта строительства.
Согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, суд, осуществляя оценку действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего на предмет законности, не вправе оценивать целесообразность использования (неиспользования) им тех или иных имеющихся у него полномочий.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Ответ административного ответчика от 29 июня 2021 года представлен в рамках полномочий должностного лица, права и законные интересы С. не нарушает, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2022 года.
Председательствующий
В.В.ШЕЛУДЬКО
Судьи
Н.В.УСЕНКО
А.Е.ИВАНОВ