Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 N 88а-14502/2020
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Материалами дела установлено, что неисполнение органом местного самоуправления установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие надлежащего источника наружного противопожарного водоснабжения и запаса воды для целей пожаротушения, а также иные нарушения создают угрозу отсутствия возможности своевременного тушения возникающих природных пожаров, что может привести к человеческим жертвам и уничтожению имущества.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 N 88а-14502/2020
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Материалами дела установлено, что неисполнение органом местного самоуправления установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие надлежащего источника наружного противопожарного водоснабжения и запаса воды для целей пожаротушения, а также иные нарушения создают угрозу отсутствия возможности своевременного тушения возникающих природных пожаров, что может привести к человеческим жертвам и уничтожению имущества.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2020 года
дело N 2а-1013/2019
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу С.Н., действующего в интересах администрации города Алушты Республики Крым, на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 26 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Алушты об оспаривании действий администрации г. Алушты.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., выслушав объяснение прокурора Стрелковского С.Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Алушты Бродский С.И., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Алушты Республики Крым, выразившегося в непринятии мер к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в ряде населенных пунктов, относящихся к юрисдикции указанного органа местного самоуправления.
Просил обязать административного ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести определенные в иске противопожарные мероприятия в ряде населенных пунктов городского округа.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 26 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2019 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации города Алушты Республики Крым по доверенности С.Н., ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения как незаконных, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение прокурора Стрелковского С.Н., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, распоряжением начальника отдела надзорной деятельности по г. Алуште УНД и ПР МЧС России по Республике Крым от 25 марта 2019 года N 46 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении администрации г. Алушты, населенных пунктов, имеющих общую границу с лесными участками.
Согласно акту проверки от 29 марта 2019 года N 46, проверкой выявлены следующие нарушения в области пожарной безопасности:
- на территории всех населенных пунктов муниципального образования, кроме г. Алушты отсутствует звуковая система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, а также сообщений о пожарах;
- территории с. Лаванда, с. Зеленогрье, с. Верхняя Кутузовка, с. Лазурное, с. Лавровое не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения;
- на территории населенных пунктов водоемы (резервуары), из которых производится забор воды для целей пожаротушения, не оборудованы подъездами с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года;
- на границе лесных участков с территорией населенных пунктов муниципального образования городской округ Алушта, не организовано создание защитных противопожарных разрывов или минерализованных полос, предупреждающих распространение огня при природных пожарах;
- не проведена своевременная очистка территорий населенных пунктов, в том числе противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также противопожарных минерализованных полос от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы.
Администрации г. Алушта выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, со сроком устранения нарушений до 15 мая 2019 года.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 29 марта 2019 года заместитель главы администрации г. Алушты С.Э. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По состоянию на дату обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением предписание надзорного органа исполнено не было.
Неисполнение органом местного самоуправления установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие надлежащего источника наружного противопожарного водоснабжения и отсутствие запаса воды для целей пожаротушения, а также иные нарушения создают угрозу отсутствия возможности своевременного тушения возникающих природных пожаров, что может привести к человеческим жертвам и уничтожению имущества.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статья 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к числу первичных мер относит реализацию полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники и др.
Согласно частей 1 - 3 статьи 68 вышеназванного Закона, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В соответствии с пунктом 9.4 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (СП 8.13130.2009) - водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - Правила).
Пунктом 16 Правил установлено, что на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 78 Правил на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
В материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие об исчерпывающем соблюдении администрацией г. Алушты вышеуказанных положений нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах районный суд и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о проявленном ответчиком незаконном бездействии.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 26 июня 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.ШЕЛУДЬКО
Судьи
Э.К.МАЛЬМАНОВА
А.Е.ИВАНОВ