Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2024 N 88а-993/2024 (УИД 91RS0001-01-2021-002744-95)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным и отмене предписания.
Обстоятельства: Была проведена внеплановая проверка соблюдения истцом (ООО) законодательства РФ в области пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки ответчиком был составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений. Обществом установлен металлический забор по меже с соседним земельным участком, который препятствует свободному выходу из здания в случае чрезвычайной ситуации. Общество полагает, что оспариваемое предписание не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые интересы.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2024 N 88а-993/2024 (УИД 91RS0001-01-2021-002744-95)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании недействительным и отмене предписания.
Обстоятельства: Была проведена внеплановая проверка соблюдения истцом (ООО) законодательства РФ в области пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки ответчиком был составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений. Обществом установлен металлический забор по меже с соседним земельным участком, который препятствует свободному выходу из здания в случае чрезвычайной ситуации. Общество полагает, что оспариваемое предписание не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые интересы.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2024 года
Дело N 2а-61/2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.,
судей: Иванова А.Е., Борисовой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 30.10.2023 кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СОТА - ЦЕНТР" на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 22.09.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22.05.2023 по административному делу по административному иску ООО "СОТА - ЦЕНТР" к инспектору отдела надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Т., Главному управлению МЧС России по Республике Крым, Отделу надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, заинтересованные лица: Р.В.А., Р.В.В., Администрация г. Симферополя, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., представителя Общества с ограниченной ответственностью "СОТА - ЦЕНТР" по доверенности ФИО9 поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СОТА-ЦЕНТР" (ООО "СОТА - ЦЕНТР", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просило признать незаконным и отменить предписание Отдела надзорной деятельности по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым (ОНД, Отдел) от ДД.ММ.ГГГГ N N об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование требований Общество указало, что в период с 26.02.2021 по 03.03.2021 проведена внеплановая проверка соблюдения ООО "СОТА-ЦЕНТР" законодательства в области пожарной безопасности.
По результатам проведенной проверки административным ответчиком составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ N N и выдано предписание N N N.
Из содержания предписания следует, что в нарушение
пункта 16 "ж",
пункта 27 "а" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16.09.2020, Обществом установлен металлический забор по меже с соседним земельным участком, который препятствует свободному выходу из здания по адресу: <...> в случае чрезвычайной ситуации.
Общество полагает, что оспариваемое предписание не соответствует закону, нарушает права и охраняемые интересы административного истца.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 22.09.2022 административный иск удовлетворен частично.
Суд признал незаконным предписание инспектора ОНД Т. от ДД.ММ.ГГГГ N N. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Суд взыскал с ГУ МЧС России по Республике Крым в пользу ООО "СОТА - ЦЕНТР" государственную пошлину в размере 200 руб.; с ГУ МЧС России по Республике Крым в пользу ФБЮ "Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" - расходы на оплату судебной экспертизы в размере 155 295 руб.
Дополнительным решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 17.11.2022 резолютивная часть решения суда от 22.09.2022 дополнена абзацем: "взыскать с ГУ МЧС России по Республике Крым в пользу ООО "СОТА - ЦЕНТР" судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 45 000 руб."
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22.05.2023 решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 22.09.2022 и дополнительное решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 17.11.2022 отменены. По делу принято новое решение, которым в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "СОТА - ЦЕНТР" просит об отмене апелляционного определения в полном объеме, решения суда первой инстанции - в части распределения судебных расходов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы считает, что судом апелляционной инстанции не учтено, что земельный участок с кадастровым номером N, нежилое здание с кадастровым номером N, принадлежащие Обществу, и земельный участок с кадастровым номером N, нежилое здание с кадастровым номером N принадлежащие Р.В.А. и Р.В.В., в соответствии с Федеральным
законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" являются разными объектами противопожарной защиты. Однако, согласно пункту 11 распоряжения N 59 от 24.02.2021 для достижения целей и задач проведения проверки инспектором была обследована только территория объекта защиты ООО "СОТА - ЦЕНТР" по адресу: <адрес>
Кроме того, в суде апелляционной инстанции административный ответчик согласился с выводом повторной комплексной судебной экспертизы и подтвердил тот факт, что забор установлен в пределах земельного участка ООО "СОТА-ЦЕНТР".
Заявитель жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия каких-либо препятствий для свободного выхода из здания по пер. Пионерскому 5, на что также было указано в выводах комплексной судебной экспертизы.
Обращает внимание на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нахождение металлического забора на путях эвакуации объекта защиты по пер. Пионерскому 5.
Заявитель жалобы отмечает, что в отношении земельного участка, принадлежащего ООО "СОТА - ЦЕНТР", не имеется каких-либо ограничений и обременений. Право ограниченного пользования указанным участком третьим лицам не представлено. В этой связи у собственников здания по <адрес> отсутствуют законные основания для использования принадлежащего ООО "СОТА-ЦЕНТР" земельного участка для эксплуатации здания, находящегося на смежном земельном участке.
Общество также просит об отмене решения районного суда в части взыскания с ГУ МЧС России по Республике Крым в пользу ФБЮ "Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" расходов по оплате судебной экспертизы в размере 155 295 руб., принятии в данной части нового решения о взыскании судебных расходов в пользу Общества.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд находит предусмотренные
статьей 328 КАС РФ основания для отмены апелляционного определения.
Судами установлено, что ООО "СОТА-ЦЕНТР" на основании протокола заседания общего собрания участников ООО "СОТА-ЦЕНТР" от 01.06.2017 и договора купли-продажи земельного участка от 26.07.2013 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - предпринимательство. Ограничений и обременений в отношении участка не зарегистрировано. Почтовый адрес участка в выписке ЕГРН не указан. Стороны не оспаривали, что участок расположен по адресу: <адрес>
Р.В.В. с 24.10.2005 является собственником земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес> На данном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером N, принадлежащее на праве общей долевой собственности Р.В.В. и Р.В.А.
На основании обращения Р.В.В. распоряжением ГУ МЧС России по Республике Крым Управление надзорной деятельности и профилактической работы ОНД по г. Симферополю в ООО "СОТА-ЦЕНТР" проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства в области пожарной безопасности при установке металлического забора на земельном участке: <адрес>
Актом проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица установлено, что "ООО "СОТА-ЦЕНТР" осуществило установку металлического забора по линии межи с земельным участком по адресу: г<адрес>, который препятствует свободному выходу из расположенного на нем здания в случае чрезвычайной ситуации". Иных нарушений требований, предъявляемых к противопожарному режиму, проверкой в отношении ООО "СОТА-ЦЕНТР" не установлено. По результатам акта осмотра ООО "СОТА-ЦЕНТР" Отделом надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым выдано предписание N N, которым со ссылкой на положения
пункта 16 "ж",
пункта 27 "а" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1479 от 16.09.2020, Обществу предписано устранить допущенные нарушения, вызванные установкой ограждения. Удовлетворяя требования административного иска в части, суд первой инстанции принял во внимание заключение повторной комплексной судебной экспертизы ФБЮ "Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" N N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которой металлический забор расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N по адресу: <адрес>, не находится на путях эвакуации, предусмотренных требованиями пожарной безопасности. Кроме того, эвакуация из помещений, расположенных на земельном участке по адресу: <...> должна осуществляться через земельный участок, на котором расположены помещения, а не через территорию соседних участков.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции нашел, что нарушения противопожарного режима в здании, расположенном на земельном участке Р.В.В., не состоят в причинно-следственной связи с действиями ООО "СОТА-ЦЕНТР" по установлению ограждения по границе своего участка, смежного с участком Р.В.В.
В этой связи районный суд пришел к выводу о том, что имеются основания для признания оспариваемого предписания незаконным.
Отказывая в удовлетворении требований в части отмены предписания районный суд указал, что для восстановления нарушенного права административного истца достаточно факта признания незаконным обжалуемого решения уполномоченного органа.
Отменяя решение районного суда и отказывая в административном иске, суд апелляционной инстанции руководствовался
статьей 1,
статьей 20,
частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пунктами 2, 3, 4 статьи 4, статьей 5, части 1 статьи 89 Федерального закона от 22.06.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Закон N 123-ФЗ), Сводом
правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Эвакуационные пути и выходы", Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий от 30.11.2016 N 644,
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
Судебная коллегия исходила из того, что установление Обществом металлического забора по линии межи с соседним земельным участком нарушило требования пожарной безопасности, а именно,
пункта 16 "ж",
пункта 27 "а" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16.09.2020. В этой связи судебная коллегия нашла неправильными выводы районного суда о незаконности предписания.
Суд апелляционной инстанции указал на то, что в рассматриваемой ситуации вопросы пожарной безопасности связаны с безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой имущества, в связи с чем строительные нормы и правила, а также своды правил подлежат применению независимо от даты реконструкции здания, собственником которого является Р.В.В. и Р.В.А. и даты приобретения ООО "СОТА-ЦЕНТР" права собственности на земельный участок.
С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя.
Как уже отмечено, в оспариваемом предписании уполномоченного органа указано на нарушение Обществом
Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а именно,
подпункта ж) пункта 16, согласно которому на объектах защиты запрещается: размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;
подпункта а) пункта 27, в соответствии с которым при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств. Вместе с тем согласно Федеральному
закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(пункт 15 статьи 2). Система предотвращения пожара - комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты
(пункт 39 статьи 2). В ходе рассмотрения дела получены не опровергнутые в установленном законом порядке доказательства (заключение судебной экспертизы), что ограждение по меже земельных участков по пер. Пионерский, 3-В (собственник ООО "СОТА-ЦЕНТР") и по пер. Пионерский, 5 (собственник Р.В.В.) возведено Обществом без нарушений действующего законодательства. Принадлежащий ООО "СОТА-ЦЕНТР" земельный участок обременений в силу закона или договора не имеет.
Объектом защиты, по результатам проверки которого вынесено оспариваемое предписание, явился упомянутый земельный участок ООО "СОТА-ЦЕНТР"(пер. Пионерский, 3-В). Поскольку здание и земельный участок по <адрес> предметом проверки государственного пожарного надзора не являлись, судам в процессе проверки законности оспариваемого предписания, надлежало установить неправомерность действий Общества по организации ограждения по меже своего земельного участка и причинно-следственную связь между данным фактом и нарушением правил пожарной безопасности при эксплуатации здания на земельном участке Р.В.В.
Подобного рода связи районным судом не установлено.
Выводы судебной коллегии об обратном противоречат материалам дела.
Так, в отсутствие обременений (в силу закона или договора) земельного участка по <адрес>, наложенных в целях соблюдения правил пожарной безопасности при эксплуатации здания по пер. Пинерский, 5, судебная коллегия не установила обстоятельств, свидетельствующих о принятии Р.В.В. и Р.В.В. надлежащих и достаточных мер для эксплуатации принадлежащего им здания в соответствии с правилами пожарной безопасности и использованием своего земельного участка, и невозможности осуществления эвакуации из здания по <адрес> иначе как через земельный участок ООО "СОТА-ЦЕНТР" по <адрес>.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что могло сказаться на итогах разрешаемого спора, заслуживают внимания.
В этой связи апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд в ином составе суда, кассационная жалоба на решение суда первой инстанции в его обжалуемой части на данной стадии судопроизводства - оставлению без рассмотрения по существу.
В ходе повторного рассмотрения дела судебной коллегии надлежит учесть изложенное, произвести апелляционный пересмотр в точном соответствии со
статьей 308 КАС РФ и постановить по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь
статьями 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 22.05.2023 отменить.
Административное дело N 2а-61/2022 направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный
частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15.02.2024.