Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по делу N 88а-13544/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Обстоятельства: По результатам проведения публичных слушаний принято заключение, рекомендовано главе администрации предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта при условии разработки мер по обеспечению пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по делу N 88а-13544/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: О признании незаконным постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Обстоятельства: По результатам проведения публичных слушаний принято заключение, рекомендовано главе администрации предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта при условии разработки мер по обеспечению пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 апреля 2022 г. по делу N 8а-6739/2022, 88а-13544/2022
номер дела суда 1-й инстанции 2а-1380/2021
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.,
судей Шелудько В.В., Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, поступившую в суд первой инстанции 11 февраля 2022 года, на решение Темрюкского районного суда от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению О.О. к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района об оспаривании постановления Главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е., объяснения представителя О.О. по доверенности У., судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
О.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района о признании постановления главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 04 декабря 2020 года N 1234 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N расположенном по адресу: <адрес>.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 года признано незаконным постановление Главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 04 декабря 2020 года N 1234 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>.
Суд обязал администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района устранить допущенное нарушение путем отмены постановления Главы администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 04 декабря 2020 года N 1234.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 августа 2021 года оставлено без изменения решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, и.о. главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района Р. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
От О.О. поступили возражения, в которых заявитель выражает несогласие с доводами кассационной жалобы и полагает необходимым оставить без изменения решение суда первой и апелляционной инстанции, кассационную жалобу оставить без удовлетворения. Также от О.О. поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без ее участия в судебном заседании.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель О.О. по доверенности У. доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования О.О., суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку оно противоречит требованиям СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", а также Правилам землепользования и застройки на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, утвержденным решением LXXV II сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района II созыва от 25 марта 2014 года N 595 (в редакции решения XXIV сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района IV созыва от 07 декабря 2020 года N 150), нарушают права и охраняемые законом интересы О.О.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, на основании договора аренды земельного участка от 04 февраля 2020 года N 3000009113 О.А. был предоставлен во временное владение и пользование земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, общей площадью 177 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
21 октября 2020 года О.А. обратился в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, определив минимальные отступы от границ земельного участка с северо-западной стороны (земельный участок с кадастровым номером N) - 0 м, с юго-восточной стороны - 0 м, с юго-западной стороны - 1 м.
Постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 30 октября 2020 года N 992 назначена дата проведения публичных слушаний по вопросу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства О.А. для земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно материалам дела по результатам проведения публичных слушаний принято заключение и рекомендовано главе администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта по адресу <адрес> при условии разработки раздела "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", входящего в состав проектной документации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования. На публичные слушания, в числе прочего, должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Таким образом, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан. Заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.
Глава администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района 04 декабря 2020 года вынес постановление N 1234 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно материалам дела, О.О. является собственником земельного участка с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов - для эксплуатации торгового павильона, и нежилого здания, площадью 66,7 кв. м, с кадастровым номером N, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом, установление минимальных отступов от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, позволяет защитить права собственников соседних земельных участков.
Согласно статье 8 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия; опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение.
Таблицей 1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" установлено, что минимальное противопожарное расстояние от предполагаемого к строительству здания до существующего здания магазина должно составлять не менее 10 метров.
Согласно пункту 4.3. указанного свода правил, противопожарные расстояния между объектами защиты допускается уменьшать в случаях, оговоренных нормативными документами по пожарной безопасности, а также при условии подтверждения нераспространения пожара между конкретными зданиями, сооружениями, либо на основании результатов исследований, испытаний или расчетов по апробированным методам, опубликованным в установленном порядке. Указанное уменьшение противопожарных расстояний должно проводиться при обязательном учете требований к устройству проездов и подъездов для пожарной техники, а также обеспечении нормативной величины пожарного риска на объектах защиты.
Правилами землепользования и застройки на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района, утвержденными решением LXXVII сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района II созыва от 25 марта 2014 года N 595 (в редакции решения XXIV сессии Совета Темрюкского городского поселения Темрюкского района IV созыва от 07 декабря 2020 года N 150) допускается уменьшение минимальных нормативных противопожарных и санитарно-эпидемиологических разрывов при наличии письменного согласия правообладателей соседних земельных участков, подпись которых должна быть удостоверена нотариально и положительного заключения органов, осуществляющих пожарный и санитарно-эпидемиологический контроль.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Таким образом, градостроительным и земельным законодательством предусмотрены особые условия для уменьшения противопожарных расстояний, обязательное соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности граждан и сохранности имущества. Вместе с тем, судами нижестоящих инстанций верно было указано, что постановление главы Темрюкского городского поселения Темрюкского района N 1234 от 04 декабря 2020 года было вынесено без учета названных требований, соответственно, в связи с чем оно не может быть признано законным.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 21 апреля 2022 года.
Председательствующий
А.Е.ИВАНОВ
Судьи
В.В.ШЕЛУДЬКО
Н.В.УСЕНКО