Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 по делу N 88-10943/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, но получил отказ из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не включены периоды работы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 по делу N 88-10943/2020
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, но получил отказ из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не включены периоды работы.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2020 года
I инстанция - судья ФИО2
II инстанция - судьи ФИО3, ФИО4 (докладчик), ФИО5
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего ФИО8,
судей ФИО6, ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рассказово Тамбовской области (межрайонное) на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 9 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) (далее по тексту - пенсионный орган, УПФР) о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска ФИО1 ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в УПФР на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"). Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении такой пенсии ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, не включены периоды работы:
- в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней), так как по выписке из лицевого счета застрахованного лица стаж за указанные периоды проставлен обычным стажем;
- в СП "Рассказово-Инвест" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 06 месяцев 21 день) в должности <данные изъяты> как не представлены документы, подтверждающие, что СП "Рассказово-Инвест" входит в систему МЧС России и является составной частью государственной противопожарной службы.
По мнению истца, решение УПФР не основано на законе, нарушает его законное право на досрочную страховую пенсию по старости.
С учетом уточнения в порядке
ст. 39 ГПК РФ исковых требований ФИО1 просил обязать УПФР в г. Рассказово включить в его стаж, учитываемый при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в пожарной части N 24 управления Государственной противопожарной службы УВД Тамбовской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 06 месяцев 21 день) в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (15 дней) в должности <данные изъяты>, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика против иска возражал.
Представитель третьего лица Федеральное государственное казенное учреждение "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" исковые требования ФИО1 поддержал.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 октября 2019 г. исковые требования К. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рассказово Тамбовской области ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и вынесении нового решения об отказе К. в удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Пугиной Л.Н. от 23 марта 2020 г. кассационная жалоба Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Рассказово Тамбовской области принята к производству суда и передана с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в заседании суда кассационной инстанции не явились, о месте и времени кассационного рассмотрения дела, назначенного к рассмотрению на 25 июня 2020 г., извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.
От истца поступил письменный отзыв на кассационную жалобу, в котором К. просит решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 9 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу пенсионного органа - без удовлетворения. В отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии истца и его представителя.
Также в кассационную инстанцию из Главного управления МЧС России по Тамбовской области поступило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что Федеральное государственное казенное учреждение "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" прекратило деятельность юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица.
В соответствии с
п. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
ст. 379.7 ГПК РФ).
По результатам изучения материалов дела, обсуждения доводов кассационной жалобы, судом кассационной инстанции такого характера нарушений не установлено, оснований к отмене обжалуемых судебных актов не найдено.
В силу
статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно
пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно" спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Указанным Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: пожарный (боец, респираторщик); командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда, начальники караула пожарной части (команды), части пожарной охраны пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурный помощник начальника пожарной части (команды).
В силу положений
статей 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 г. N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу
пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный
закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания
пп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом УВД Тамбовской области от 28 мая 1993 г. N 224 был утвержден и введен в действие с 1 июня 1993 г. штат 24-й пожарной части разряда ПАСС УВД Тамбовской области по охране г. Рассказово.
Приказом УВД Тамбовской области от 15 ноября 1994 г. N 393 объявлен штат 24-й пожарной части (1 разряда) управления Государственной противопожарной службы УВД Тамбовской области по охране г. Рассказово.
Приказом ГОЧС Тамбовской области от 1 июля 2001 года N 235 24-я пожарная часть преобразована в пожарную часть N 24 ГПС МЧС России в Тамбовской области.
Существующая пожарно-спасательная часть N 24 в составе ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" является правопреемником 24-й пожарной части (1 разряда) управления Государственной противопожарной службы УВД Тамбовской области по охране г. Рассказово.
Решением Управления Пенсионного фонда от 24 июня 2019 г. N 183 К. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не включены периоды работы истца в должности пожарного 2 класса пожарной части N 24 с 1 сентября 2010 г. по 15 сентября 2010 г., с 19 апреля 2017 г. по 4 мая 2017 г., с 10 апреля 2018 г. по 24 апреля 2018 г. и периоды работы в должности командира отделения по охране СП "Рассказово-Инвест" с 11 апреля 1994 г. по 31 октября 1996 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, дав оценку представленным в дело доказательствам, пришел к выводу, что место работы истца в спорные периоды относилось к федеральной противопожарной службе; денежное довольствие истца осуществлялось пожарной частью, наименование замещаемой истцом должности соответствует списку, поэтому спорные периоды работы подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С таким выводом и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Названный вывод является верным, соответствующим представленным в материалы дела доказательствам, которым надлежащая оценка в их совокупности по правилам
ст. ст. 56,
67 ГПК РФ, и не противоречащим требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное отношение.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили должную оценку в судебных актах, правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Новых обстоятельств, требующих дополнительной проверки, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь
ст. ст. 379.6,
390 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 11 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Рассказово Тамбовской области (межрайонное) - без удовлетворения.