Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2020 по делу N 88-5804/2020
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании совершить действия по включению в состав муниципальной собственности пожарных гидрантов и обеспечению их надлежащего состояния.
Обстоятельства: Истец считает, что именно на ответчике как на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории поселка.
Решение: Удовлетворено.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.03.2020 по делу N 88-5804/2020
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об обязании совершить действия по включению в состав муниципальной собственности пожарных гидрантов и обеспечению их надлежащего состояния.
Обстоятельства: Истец считает, что именно на ответчике как на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории поселка.
Решение: Удовлетворено.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 марта 2020 г. по делу N 88-5804/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Меншутиной Е.Л.,
судей Кузнецова С.Л., Замарацкой Е.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-262/2019 по иску прокурора Княжпогостского района к Администрации городского поселения "Синдор", акционерному обществу Княжпогостская теплоэнергетическая компания" об обязании совершить действия по включению в состав муниципальной собственности пожарных гидрантов и об обеспечении их надлежащего состояния
по кассационной жалобе Администрации городского поселения "Синдор" на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 17 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., прокурора Мазиной О.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в Княжпогостский районный суд Республики Коми с иском к Администрации городского поселения "Синдор", Акционерному обществу "Княжпогостская теплоэнергетическая компания" об обязании совершить действия по обеспечению надлежащего состояния пожарных гидрантов, расположенных в поселке городского типа Синдор, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, б/н, и об обеспечении их надлежащего состояния, в том числе неисправных пожарных гидрантов N 11 и N 15.
Определением суда от 23 мая 2019 к участию в деле привлечены в качестве ответчика - Администрация муниципального района "Княжпогостский" и в качестве третьего лица - ООО "Газпром трансгаз Ухта".
Решением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 17 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2019 г., постановлено: обязать Администрацию городского поселение "Синдор" организовать надлежащее поддержание в исправном техническом и пригодном для использования состоянии пожарных гидрантов, расположенных в границах поселка городского типа Синдор N 1, 2, 3 (<адрес>), 4, 6, 7, 9, 10, 11, б/н (<адрес>), 5, 13, 14 15 (<адрес>), 8 (<адрес>), 12 (<адрес>.
В кассационной жалобе Администрация городского поселения "Синдор" просит об отмене указанных судебных постановлений как незаконных.
Выслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и поступивших возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке решения Княжпогостского районного суда Республики Коми от 17 июля 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2019 г.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (
часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судом при рассмотрении дела, на территории пгт. Синдор Княжпогостского района Республики Коми на водопроводной сети установлены пожарные гидранты.
ДД.ММ.ГГГГ г. комиссией в составе руководителя Администрации городского поселения "Синдор", мастера АО "Княжпогостская теплоэнергетическая компания", начальника ПЧ ФКУ ИК-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми проведена проверка источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории городского поселения "Синдор", в ходе которой установлено наличие 16 пожарных гидрантов, два из которых (N 11 и N 15) находятся в неисправном состоянии, пять гидрантов (N 4, 6, 7, 11, 14) имеют недостатки.
Право собственности на указанную водопроводную сеть в установленном законом порядке не зарегистрировано. В муниципальной собственности муниципального района "Княжпогостский" и городского поселения "Синдор", в реестрах федерального имущества и имущества Республики Коми водопроводная сеть не числится.
АО "Княжпогостская теплоэнергетическая компания" для транспортировки воды до потребителя использует не принадлежащую Обществу и кому-либо еще водопроводную сеть пгт. Синдор; обслуживание пожарных гидрантов не осуществляет.
По сообщению ООО "Газпром трансгаз Ухта", в период с 2004 г. по 2007 г. Синдорским ЛПУМГ (ООО "Севергазпром") осуществлялась безвозмездная передача объектов водопроводно-канализационного хозяйства п. Синдор в муниципальную собственность муниципального образования "Княжпогостский район" с одновременной передачей на обслуживание МП Княжпогостское ЖКХ, в подтверждение чего представлены акт приема-передачи от 3 сентября 2004 г., по которому ООО "Севергазпром" передало водопроводную сеть поселка Синдор К. ЖКХ; договор о безвозмездной передачи объектов от ДД.ММ.ГГГГ г. в муниципальную собственность муниципального района "Княжпогостский" сети водоснабжения в составе стройки пятиэтажного 89 квартирного дома N протяженностью 418,5 п. м; акты приема-передачи от 1 апреля 2005 г., согласно которым водопроводная сеть к пекарне п. Синдор и к жилым домам по <адрес> переданы в муниципальную собственность муниципального образования "Княжпогостский район". Пожарный гидрант N 14, находящийся на водопроводной сети протяженностью 120 п. м в районе жилого дома N по ул. Северная пгт. Синдор принадлежит ООО "Газпром трансгаз Ухта", в подтверждение чего представлено свидетельство о государственной регистрации права от 17 марта 2015 г.
Согласно ответам Администрации муниципального района "Княжпогостский", водопроводная сеть пгт. Синдор муниципальному району "Княжпогостский" не принадлежит. В уставный капитал АО "Княжпогостская теплоэнергетическая компания" водопроводная сеть пгт. Синдор в качестве вклада муниципального образования "Княжпогостский район" из муниципальной собственности МР "Княжпогостский" не передавалась, что подтверждается постановлением главы муниципального образования "Княжпогостский район" от 20 октября 2005 г. N 375.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального
закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального
закона от 11 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной Безопасности", пришел к выводу о том, что именно на Администрации городского поселения как на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории пгт. Синдор.
Проверяя законность и обоснованность постановленного по делу решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с данными выводам и их правовым обоснованием согласился.
Основания и мотивы, по которым суд первой и апелляционной инстанций пришли к данному выводу полно и объективно указаны в судебных постановлениях и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
В кассационной жалобе ответчик указывает, что обязанность по обеспечению надлежащего состояния пожарных гидрантов должна быть возложена на администрацию муниципального района "Княжпогостский", которая является собственником объекта системы водопровода и одновременно собственником пожарных гидрантов.
Суд кассационной инстанции с такими доводами согласиться не может.
Согласно
части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 этого же Закона.
В силу
пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности и тех мероприятий, на которые указывает прокурор, закреплены и в
статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со
статьей 1 указанного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены
статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно
части 2 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 127 Федерального закона 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
В
пункте 3.2 СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 178, установлено, что гидрант - это техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
Пожарные гидранты, установленные на водопроводных сетях холодного водоснабжения, не могут функционировать сами по себе, так как являются частью системы водоснабжения, в связи с чем представляют собой единое сооружение, поэтому не могут быть отдельными объектами недвижимости, подлежащими регистрации в установленном законом порядке.
В соответствии с
пунктом 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности.
Таким образом, из вышеприведенных законоположений следует, что поддержание находящихся на территории муниципального образования средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с постановленными судебными актами, не опровергают выводов суда первой и апелляционной инстанций, всем им давалась оценка по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому они не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые в силу
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, обжалуемое решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный
статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 17 июля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского поселения "Синдор" - без удовлетворения.