Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2022 N 88-3215/2022 по делу N 2-1581/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О выселении.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик уволен из уголовно-исполнительной системы и действие договора найма служебного жилого помещения прекращено. На имя ответчика направлено уведомление о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения, однако ответчик с семьей отказались в добровольном порядке освободить занимаемое помещение.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2022 N 88-3215/2022 по делу N 2-1581/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: О выселении.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик уволен из уголовно-исполнительной системы и действие договора найма служебного жилого помещения прекращено. На имя ответчика направлено уведомление о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения, однако ответчик с семьей отказались в добровольном порядке освободить занимаемое помещение.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Содержание
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2022 г. N 88-3215/2022
Дело N 2-1581/2021
УИД 78RS0015-01-2020-008003-84
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Александровой Ю.К.,
судей Рогачевой В.В., Рогожина Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1581/2021 по иску УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Г.А.П., Г.Ю., Г.О., Г.А.А., Г.Е. о выселении по кассационной жалобе УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения представителя истца - М., действующей на основании доверенности от 11 января 2022 года, ответчиков, представителя Г.А.П. - Б., действующей на основании ордера от 2 марта 2022 года, заключение прокурора Андреевой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратилось в суд с иском к Г.А.П., Г.Ю., Г.О., Г.А.А., Г.Е. о выселении из жилого помещения - квартиры N по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указано, что квартира по указанному адресу является служебной, была предоставлена Г.А.П. и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения на период трудовых отношений, в настоящее время Г.А.П. уволен из уголовно-исполнительной системы, срок действия договора истек, в связи с чем ответчики обязаны освободить жилое помещение. Вместе с тем, Г.А.П. до настоящего времени проживает в квартире, что препятствует УФСИН реализовать свои права, в том числе по распределению жилой площади сотрудникам УФСИН.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 11 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2021 года, в удовлетворении исковых требований УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказано.
В кассационной жалобе УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит об отмене судебных постановлений, указывает о неправильном применении норм материального права.
Представлены письменные возражения на жалобу.
Согласно
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам
статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Г.А.П., членам его семьи супруге Г.Ю., несовершеннолетним детям ФИО1, ФИО2, ФИО3, на время прохождения Г.А.П. службы в УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области была предоставлена служебная квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, по договору найма служебного жилого помещения от 23 декабря 2014 года N 31.
Решением комиссии УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья от 16 августа 2018 года, принято решение о постановке Г.А.П. составом семьи три человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 2 июля 2018 года.
Согласно выписке из приказа от 31 октября 2019 года N 474-лс УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Г.А.П. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ по п. 4 ч. 2 ст. 84 ФЗ от
ТК РФ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Согласно данному приказу, стаж службы Г.А.П. по состоянию на 14.11.2019 года в календарном исчислении составляет 15 лет 2 месяца 16 дней, в льготном исчислении - 22 года 5 месяцев 7 дней.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь
статьями 35,
92,
93,
части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что ответчики являются нуждающимися в жилом помещении и до настоящего времени им не предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в
пунктах 2 и
3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
ч. 1 ст. 1,
ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
ст. ст. 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Рассматривая дело, суд должен установить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и правоотношения сторон, определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, вынести данные обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (
часть 2 статьи 56,
статья 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принятое судом решение и апелляционное определение не соответствует приведенным нормам.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 29 октября 2020 г. N 2460-О, Жилищный
кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, определяющим правила регулирования жилищных отношений, раскрывая содержание понятия "служебные жилые помещения", устанавливает, что они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления
(статья 93).
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения заключается с учетом специфики трудовой деятельности нанимателя, имеющей социально значимый аспект, что согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в
Постановлении от 19 апреля 2018 г. N 16-П, о том, что предоставление гражданам служебных жилых помещений по месту службы непосредственно связано с осуществлением ими своих служебных обязанностей. Соответственно, утрата гражданином правового статуса сотрудника федерального органа исполнительной власти влечет за собой и прекращение договора найма служебного жилого помещения, предоставленного ему с учетом данного статуса и для выполнения присущих занимаемой должности профессиональных обязанностей.
Федеральным
законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен для сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, другой вид жилищной гарантии - предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно
части 7 статьи 4 этого Федерального закона право на такую выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на ее получение. Тем самым законодатель, учитывая реальные финансовые возможности государства, сохранил за указанными гражданами право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения после прекращения служебных отношений. Соответственно, эта жилищная гарантия по своей правовой природе отличается от предоставления служебного жилого помещения и данные виды жилищного обеспечения, будучи самостоятельными, имеют собственное правовое регулирование (
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июля 2021 г. N 1607-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Приморском крае на нарушение конституционных прав гражданина С. частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 и абзацем первым пункта 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации").
На основании
п. 1 ч. 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со
статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и
частью 2 настоящей статьи.
В силу
части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно
части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборное должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 утверждены
Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, на Г.А.П., уволенного со службы, распространяются указанные
Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Законодателем возможность сохранения за сотрудником, уволенным со службы, права проживания в служебном жилом помещении до получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не предусмотрена. Обеспечение служебным жилым помещением с учетом его назначения связано исключительно с занятием определенной должности или выполнением работы (прохождением службы).
Однако, указанные обстоятельства оставлены судами без внимания.
При этом, судом не выяснялось, относится ли Г.А.П. к категории лиц, указанных в
части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (
статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.