Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2022 по делу N 88-1758/2022, 2-473/2021
Категория: 1) Прочие гражданско-правовые споры; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности по оснащению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: В ходе проверки прокуратурой установлено, что на одной из улиц поселения отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, необходимость наличия которых предусмотрена правилами противопожарного режима в РФ, положениями ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Установка источников противопожарного водоснабжения относится к ведению органа местного самоуправления, а их отсутствие ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.


Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2022 по делу N 88-1758/2022, 2-473/2021
Категория: 1) Прочие гражданско-правовые споры; 2) Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности по оснащению источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Обстоятельства: В ходе проверки прокуратурой установлено, что на одной из улиц поселения отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, необходимость наличия которых предусмотрена правилами противопожарного режима в РФ, положениями ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Установка источников противопожарного водоснабжения относится к ведению органа местного самоуправления, а их отсутствие ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2022 г. по делу N 88-1758/2022
N 2-473/2021
УИД 51RS0008-01-2021-000562-92
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бочкарева А.Е.,
судей Бурматовой Г.Г., Птоховой З.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Молочный о возложении обязанности по оснащению источниками наружного противопожарного водоснабжения,
по кассационной жалобе Администрации городского поселения Молочный Кольского района Мурманской области на решение Кольского районного суда Мурманской области от 17 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., объяснения прокурора второго отдела (апелляционно-кассационного) с дислокацией в г. Санкт-Петербурге управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Б., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Молочный Кольского района Мурманской области в течение г. со дня вступления решения в законную силу оборудовать улицу Набережная городского поселения Молочный источниками наружного противопожарного водоснабжения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории городского поселения Молочный, в ходе которой установлено, что на улице Набережная городского поселения Молочный отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, необходимость наличия которых Предусмотрена Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Установка данных источников противопожарного водоснабжения в силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" относится к ведению органа местного самоуправления, а их отсутствие ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 17 марта 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 июля 2021 г., требования прокурора Кольского района Мурманской области удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчик просит судебные постановления отменить, принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании прокурор возражал против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 января 2021 г. прокуратурой Кольского района совместно с должностными лицами отдела надзорной деятельности по Кольскому и Печенгскому районам УНД ГУ МЧС России по Мурманской области и Кольского филиала ГПС Мурманской области ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории городского поселения Молочный, по результатам которой составлен акт проверки исполнения противопожарного законодательства в деятельности муниципального образования г.п. Молочный Кольского района от 26 января 2021 г.
Согласно указанному акту, проведенной проверкой установлено, что на ул. Прибрежная в г.п. Молочный отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, наличие которых предусматривается указанными выше нормами.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, во взаимной связи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчиком не предприняты меры к устранению выявленных нарушений, что влечет нарушение прав граждан на безопасность их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, поскольку нарушения противопожарной безопасности, выявленные на территории городского поселения Молочный влияют на возможность быстрого тушения пожара и недопущения его дальнейшего распространения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Кольского района Мурманской области.
Соглашаясь с такими выводами и находя их правильными, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что обеспечение территории поселений средствами пожаротушения и поддержание их в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в частности: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время г. воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Оценка представленным истцом доказательств, в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволила судам сделать вывод о доказанности требований прокурора о невыполнении органом местного самоуправления требований приведенных нормативных актов.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 17 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 14 июля 2021 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации городского поселения Молочный Кольского района Мурманской области - без удовлетворения.