Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2024 по делу N 88-13228/2024 (УИД 23RS0047-01-2023-005491-72)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконными действий должностного лица.
Обстоятельства: С действиями ответчика истец не согласен, поскольку фактически снят с учета для получения единовременной выплаты, на котором состоял три года, и вновь поставлен на учет для получения ЕСВ, что нарушает его жилищные права.
Решение: Удовлетворено.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.04.2024 по делу N 88-13228/2024 (УИД 23RS0047-01-2023-005491-72)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконными действий должностного лица.
Обстоятельства: С действиями ответчика истец не согласен, поскольку фактически снят с учета для получения единовременной выплаты, на котором состоял три года, и вновь поставлен на учет для получения ЕСВ, что нарушает его жилищные права.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2024 г. по делу N 88-13228/2024
УИД 23RS0047-01-2023-005491-72
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Мартыновой Н.Н., Мотиной И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.А.А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю о восстановлении нарушенных жилищных прав,
по кассационной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., выслушав объяснения представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю - Д. поддержавшей доводы жалобы, объяснения Б.А.А. и его представителя - Жадан А.Г., просивших кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Б.А. обратился в суд с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее также - ГУ МЧС России по Краснодарскому краю) о восстановлении нарушенных жилищных прав.
В обоснование исковых требований указано, что истец проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в должности заместителя начальника отряда - начальника 34 пожарно-спасательной части по охране г. Тихорецка 14 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю.
31.12.2020 истец уволен из ФПС ГПС по выслуге лет. По состоянию на 02.09.2014 выслуга лет составила 14 лет 00 месяцев 01 день.
С 18.02.2015 истец состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи: супруга и две дочери.
01.07.2017 у истца родился третий ребенок.
15.05.2018 жилищной комиссией принято решение о внесении изменений в материалы учетного дела Б.А.А. в части увеличения нуждаемости истца в размере единовременной выплаты с расчетного норматива общей площади жилого помещения 72 кв. метра до 90 кв. метров.
07.04.2023 территориальной комиссией ГУ МЧС России по Краснодарскому краю принято решение об изменении даты принятия истца на учет для получения единовременной выплаты: с 18.02.2015 на 22.02.2018.
С действиями ответчика истец не согласен, поскольку фактически снят с учета для получения единовременной выплаты, на котором состоял с 18.02.2015 и вновь поставлен на учет для получения ЕСВ с 22.02.2018, что нарушает его жилищные права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным письменное поручение Управления инвестиций строительства МЧС России от 10.02.2023 года N М-25-278 об изменении даты постановки на учет для получения ЕСВ; признать незаконным решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 07.04.2023 об отмене постановки на учет для получения ЕСВ с 18.02.2015, а также изменении даты и основания постановки Б.А.А. на учет для получения ЕСВ на 22.02.2018 по пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ; возложить на территориальную комиссии ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обязанность восстановить его в качестве состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18.02.2015 по пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ с составом семьи 5 человек: Б.А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга - Б.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Б.К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Б.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын- Б.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решением Советского районного суда города Краснодара от 26 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований Б.А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Б.А.А. удовлетворены. Судом постановлено признать незаконным письменное поручение Управления инвестиций и строительства МЧС России от 10.02.2023 N М-25-278 об изменении даты и основания постановки Б.А.А. на учет для получения ЕСВ; признать незаконным решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 07.04.2023 об отмене постановки Б.А.А. на учет для получения ЕСВ с 18.02.2015, а также изменении даты и основания постановки Б.А.А. на учет для получения ЕСВ на 22.02.2018 по пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ; обязать территориальную комиссию ГУ МЧС России по Краснодарскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ЕПС и в случаях, установленных законодательством, членам их семей и гражданам, уволенным со службы в ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить Б.А.А. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18.02.2015 года по пункту 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ с составом семьи 5 человек: Б.А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга - Б.О. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Б.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - Б.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - Б.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В кассационной жалобе представитель ГУ МЧС по Краснодарскому краю просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года отменить, оставить в силе решение Советского районного суда города Краснодара от 26 сентября 2023 года. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не долпущено.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статья 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено и из материалов дела следует, что подполковник внутренней службы в отставке Б.А.А. ранее проходил службу в должности заместителя начальника отряда - начальника 34 ПСЧ по охране г. Тихорецка 14 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (выписка из послужного списка от 22.08.2014 N 23/34, справка о прохождении службы от 22.08.2014 N 23/31).
Б.А.А. уволен 31.12.2020 по пункту 4 части 2 статьи 83 (по выслуге, дающей право на получение пенсии) приказом Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 24.12.2020 N 485-НС.
В период службы, 16.10.2014 Б.А.А. обратился к начальнику ГУ МЧС России по Краснодарскому краю с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369.
Из представленного в материалы заявления от 16.10.2014 состав семьи при постановке на учет для получения ЕСВ Б.А.А. состоял из 4 человека (он, супруга - Б.О., дочь - Б.К., дочь - Б.И.).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 18.02.2015 N 12 по заявлению Б.А.А. принято положительное решение, он с составом семьи 4 человека принят на учет для получения ЕСВ по условиям п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, поскольку не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
При постановке на учет Б.А.А. и члены его семьи были постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>, Братское сельское поселение, <адрес>, в квартире общей площадью 84,7 кв. м, жилой площадью 40,3 кв. м, находящейся в собственности отца истца - Б.А.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын - Б.Е. решением территориальной комиссии (протокол от 15.05.2018 N 2) внесены изменения в материалы учетного дела и список состоящих для получения ЕСВ, в связи с рождением ребенка и увеличением состава семьи с учетом изменения сведений.
Установлен состав семьи 5 человек.
Решением территориальной комиссии ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 07.04.2023 N 1 внесены изменения в материалы учетного дела и список состоящих для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения подполковника внутренней службы в отставке Б.А.А. в связи с поручением УИС МЧС России, а именно установлением даты принятия на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22.02.2018, с даты регистрации Б.Е. по месту жительства по адресу: <адрес>. Комиссией установлено, что Б.А.А. состоит на учете по условиям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров с составом семьи 5 человек.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что при первичной постановке Б.А.А. на учет, для предоставления ЕСВ, обеспеченность на одного члена семьи истца составляла 16,94 кв. м, в связи с чем у территориальной комиссии правовых оснований для принятия истца на учет для получения ЕСВ не имелось. Такое право у Б.А.А. возникло после рождения третьего ребенка и включении его в состав членов семьи.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение районного суда, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права и, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец обоснованно был поставлен на учет в 2015 году.
Судом апелляционной инстанции установлено, что семья Б.А.А. не является членами семьи его отца Б.А.П., факт совместного проживания Б.А.А., его супруги двух дочерей на февраль 2015 года совместно с его отцом по адресу: <адрес>, Братское сельское поселение <адрес>, не нашел своего подтверждения.
Суд указал, что решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 07.04.2023 года, которым внесены изменения в материалы учетного дела и список состоящих для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения подполковника внутренней службы в отставке Б.А.А. в связи с поручением УИС МЧС России, а именно установлением даты принятия на учет в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 22.02.2018, даты регистрации Б.Е. по месту жительства по адресу: <адрес>, по условиям подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, является неправомерным, поскольку оснований для внесения изменений в ранее принятое решение, не установлено.
Судебная коллегия отметила, что при рассмотрении дела, судом первой инстанции не учтено, что в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, единовременная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, что в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в подпункте "а" пункта 11 постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Регистрация по месту жительства является административным актом, который может не соответствовать фактическому проживанию и составу семьи.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции правильно применены положения ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как установлено, что на момент принятия истца на учет для получения ЕСВ он, вместе с семьей, по месту регистрации в квартире отца не проживал, а проживал совместно со своей семьей в другом муниципальном районе, по адресу: <адрес>.
Таким образом, факт вселения семьи истца в квартиру, принадлежащую его отцу, не установлен. По адресу нахождения квартиры, принадлежащей отцу истца, семья последнего имела лишь регистрацию.
В целом, приведенные в кассационной жалобе заявителя доводы сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания отмены состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю - без удовлетворения.