Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 по делу N 88-24191/2024 (УИД 91RS0001-01-2023-003368-98)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности совершить определенные действия.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства о гражданской обороне установлено, что ответчиком не в полной мере реализуются мероприятия по надлежащему содержанию объектов гражданской обороны.
Решение: Удовлетворено.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.08.2024 по делу N 88-24191/2024 (УИД 91RS0001-01-2023-003368-98)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности совершить определенные действия.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства о гражданской обороне установлено, что ответчиком не в полной мере реализуются мероприятия по надлежащему содержанию объектов гражданской обороны.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 августа 2024 г. по делу N 88-24191/2024
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду УИД 91RS0001-01-2023-003368-98, а не УИД 91RS0001-02-2023-003368-98.
N дела суда 1-й инстанции 2-1517/2023
91RS0001-02-2023-003368-98
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Парасотченко М.А., Сиюхова А.Р.,
с участием прокурора Солдатова С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному унитарному предприятию "Крымская железная дорога" о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе представителя ФГУП "Крымская железная дорога" по доверенности ФИО6 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения прокурора Солдатова С.А., судебная коллегия
установила:
Севастопольский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд иском к ФГУП "Крымская железная дорога", в котором с учетом изменения исковых требований просил возложить на ФГУП "КЖД" обязанность выполнить требования законодательства о гражданской обороне в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, а именно: оснастить защитное сооружение N, расположенное в <адрес>, автоматической пожарной сигнализацией; оснастить защитное сооружение N, расположенное по адресу <адрес>, годными к использованию патронами РП-100; провести мероприятия по накоплению продовольственных запасов, издаваемых в целях гражданской обороны в защитных сооружениях N, расположенное в <адрес>, N, расположенное в <адрес>, N, расположенное в <адрес>, N, расположенное в <адрес>.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года исковые требования Севастопольского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ФГУП "КЖД" по доверенности ФИО7 просит отменить судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции по мотиву их незаконности и необоснованности, считает, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением положений статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ, что привело к установлению заведомо неисполнимого годичного срока для устранения нарушений требований законодательства по транспортной безопасности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явился прокурор ФИО8
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., пояснения прокурора Солдатова С.А., высказавшего мнение о законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, за ФГУП "КЖД" на праве хозяйственного ведения в соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым 659 от ДД.ММ.ГГГГ, закреплены четыре защитных сооружения гражданской обороны, а именно: N, расположенное в <адрес>, N, расположенное в <адрес>, N, расположенное в <адрес>, N, расположенное в <адрес>.
Защитные сооружения находятся в пределах полосы отвода железной дороги, текущее содержание, ремонт и техническое обслуживание сооружений осуществляется силами ФГУП "КЖД".
Согласно паспортов защитных сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП "КЖД" осуществляет эксплуатацию защитных сооружений.
В результате проведенной Севастопольской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о гражданской обороне установлено, что ФГУП "КЖД" не в полной мере реализуются мероприятия по надлежащему содержанию объектов гражданской обороны, в частности, в ЗС ГО N, расположенном в <адрес>, в нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.12, раздела 4.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N, отсутствуют электродвигатели вентиляторов, тягонапоромер и автоматическая пожарная сигнализация; в ЗС ГО N, расположенном в <адрес>, в нарушение пункта 3.2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны не приняты меры по замене просроченных патронов РП-100.
С целью устранения выявленных нарушений Севастопольской транспортной прокуратурой в адрес руководства СП "Симферопольское локомотивное депо" ФГУП "КЖД" и ОП "Строительно-монтажное эксплуатационное управление" ФГУП "КЖД" ДД.ММ.ГГГГ внесены представления об устранении нарушений требований законодательства о гражданской обороне, причин и условий, им способствующих.
Согласно письму СП "Симферопольское локомотивное депо" ФГУП "КЖД" от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заместителя транспортного прокурора г. Севастополя приобретение оборудование и приборов, а также установка автоматической пожарной сигнализации требует финансовых затрат со стороны ФГУП "КЖД", в связи с чем работы по проектированию и установке необходимого оборудования запланированы предприятием на 2024 год.
Как следует из акта установки электродвигателей системы вентиляции воздуха СП "Симферопольское локомотивное депо" ФГУП "КЖД" от ДД.ММ.ГГГГ, в ЗС ГО N, расположенном в <адрес>, произведена установка тягонапорометра жидкостного типа ТНЖ-Н и электродвигателей вентиляторов тип АИРЕ 56С2У2 и подключение указанных электродвигателей к системе вентиляции воздуха. Указанное оборудование находится в работоспособном состоянии.
Однако ФГУП "КЖД" не обеспечена замена просроченных патронов РП - 100 в ЗС ГО N, расположенном в <адрес>.
Также в ЗС ГО N, расположенном в <адрес>, N в <адрес>, N в <адрес> по ул. <адрес>, N, расположенном в <адрес>, не обеспечено накопление продовольственных запасов в целях гражданской обороны согласно информации о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций МЧС России по г. Севастополю, представленной ДД.ММ.ГГГГ по требованию транспортной прокуратуры г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь частью 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, Севастопольский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" исходил из того, что ответчик ФГУП "КЖД" как балансодержатель ЗС ГО, обязан соблюдать требования действующего законодательства в области гражданской обороны в процессе эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил ответчику срок для исполнения решения - восемь месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, считая такой срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса сторон.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, согласился с принятым по делу решением суда первой инстанции и отсутствием оснований для удовлетворения поданной ответчиком апелляционной жалобы.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализация прокурором процессуального права на обращение в суд не предопределяет содержащихся в судебном решении по соответствующему заявлению прокурора выводов суда, которые основываются на результатах исследования и оценки доказательств и установления на их основе фактических обстоятельств конкретного дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2022 года N 98-О).
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 данного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение (мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской (обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств).
В силу статьи 6 Закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).
В пункте 2 указанного Порядка к объектам гражданской обороны отнесены убежища; противорадиационные укрытия; укрытия; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; санитарно-обмывочные пункты; станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу пункта 14 Порядка МЧС России принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (пункты 1.3, 1.7 и 1.8 Правил).
Согласно пункту 3.2.1 Правил N 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом, должна быть обеспечена сохранность:
- защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
- герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
- инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В силу пункта 3.2.11 Правил N 583, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Согласно пункту 3.5.1 указанных Правил, при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением: Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" (далее Правила противопожарного режима), в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
Как следует из пункта 61 Правил противопожарного режима, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Согласно пункту 10 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года N 575 (ред. от 14.09.2015) "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" при использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам.
Пунктом 15 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ к объектам противопожарной защиты отнесено, в том числе, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, - расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество).
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Частью 1 статьи 60 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что все здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Свод правил "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (вместе с "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", которые устанавливают нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.
Исходя из перечисленных норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также установленных фактических обстоятельств дела, суды пришли к правильным выводам, что ЗС ГО N по адресу <адрес> должно быть оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, а ЗС ГО N по адресу <адрес> годными к использованию патронами РП-100. При этом, как верно отмечено судами, недостаточная защищенность объекта гражданской обороны может привести к негативным последствиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровью граждан, и причинить значительный материальный ущерб.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности провести мероприятия по накоплению продовольственных запасов, издаваемых в целях гражданской обороны в защитных сооружениях N, расположенном в <адрес>, N, расположенном в <адрес>, N, расположенном в <адрес>, N, расположенном в <адрес> суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" к полномочиям организаций отнесено создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Основные мероприятия по гражданской обороне определены пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 (далее - Положение N 804), в том числе строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
Согласно пункту 3 указанного Положения федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики; рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения; разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время; заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса; создание страхового фонда документации; повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения (пункт 20 Положения N 804).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 года N 379, которым утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Положение N 379), запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3 указанного Положения запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности (пункт 5 вышеуказанного Положения N 379).
Таким образом, исходя из комплексного анализа вышеуказанных норм закона, укрываемые в ЗС ГО, должны быть обеспечены питанием уполномоченными должностными лицам, в обязанности которых входит развертывание защитного сооружения при чрезвычайных ситуациях или в военное время.
В соответствии с утвержденным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 декабря 2014 года N 701 Типовым порядком создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НГФО) организации создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО, осуществляют обучение личного состава НФГО, создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО (пункт 9), накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правилами создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 года N 1119, Положением N 379.
Между тем, как верно установлено судами, в нарушение пунктов 3 - 5, подпункта "в" пункта 6, пункта 6.1, подпункта "а" пункта 7 Положения N 379, пунктов 10 - 21 Положения N 804, пунктов 1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил N 583, пунктов 4, 5, 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 декабря 2014 года N 701, ответчиком ФГУП "КЖД" не накоплены в целях гражданской обороны запасы продовольственных средств. Доказательств об обратном материалы дела не содержат.
При этом, отсутствие накопления продовольственных запасов в ЗС ГО N, расположенного в <адрес>, N, расположенного в <адрес>, N, расположенного в <адрес>, N, расположенного в <адрес>, подтверждается материалами проверки и ответчиком не опровергалась.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами оценены все доказательства по делу, при анализе которых суд первой инстанции, выполняя процессуальную обязанность по установлению действительных обстоятельств по делу, правомерно оценил их по правилам статей 67, 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет соответствия критериям достаточности и допустимости в качестве доказательства и привел соответствующие аргументы.
Судебная коллегия считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статей 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов мотивированы, нарушений норм материального права по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
По существу, доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Несогласие заявителя с выводами судов, основанными на оценке доказательств и нормах законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении и (или) нарушении ими норм материального и (или) процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В целом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебного постановления. В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать представленные сторонами доказательства.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 21 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФГУП "Крымская железная дорога" по доверенности ФИО6 - без удовлетворения.