Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2024 по делу N 88-24839/2024 (УИД 61RS0003-01-2023-003932-20)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.09.2024 по делу N 88-24839/2024 (УИД 61RS0003-01-2023-003932-20)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указывает на незаконный отказ во включении требуемых периодов в трудовой стаж, что препятствует оформлению пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.


Содержание


ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2024 г. по делу N 88-24839/2024
УИД 61RS0003-01-2023-003932-20
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Руденко Ф.Г.,
судей Анашкиной И.А., Черкасовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо: ГУ МЧС России по Ростовской области о признании решения незаконным в части не включения периодов работы и установления досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по кассационной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26.02.2024.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г., выслушав представителя ФИО1 по ордеру - адвоката ФИО10, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - ОСФР по Ростовской области), в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение территориального органа Пенсионного фонда РФ об отказе в назначении пенсии N от 2022 года в части отказа во включении спорных периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба в государственной противопожарной службе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности пожарного 43 пожарной части; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности пожарного 43 пожарной части; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности пожарного 43 пожарной части, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности пожарного 1-го класса пожарной части государственной противопожарной службы в 43 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ростовской области.; назначить ФИО7 досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.10.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение ГУ ОПФР по Ростовской области от 25.08.2022 N в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд обязал ОСФР по Ростовской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного 43 пожарной части ФГУ "14 ОГПС МЧС России по Ростовской области", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного 43 пожарной части ГУ "14 отряд ФПС по Ростовской области", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пожарного 43 пожарной части ФГКУ "14 отряд ФПС по Ростовской области", с ДД.ММ.ГГГГ по 19.08.2022 в должности пожарного 1-го класса пожарной части государственной противопожарной службы в 43 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ростовской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26.02.2024 решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.10.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе К. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов не учтено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. В связи с чем, истец считает, что федеральный законодатель, предусмотрев такую норму, приравнивает работу и службу, обеспечивая соблюдение прав всего личного состава Государственной противопожарной службы, исключая возможность ущемления их интересов, в том числе, и при назначении пенсии. Поскольку должность ФИО1 в Государственной противопожарной службе, включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437, спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в его специальный стаж. Кроме того, спорный период отражен в трудовой книжке истца. Доказательств, опровергающих работу истца в спорный период в должности пожарного, ответчиком в материалы дела не представлено
В судебном заседании представитель ФИО1 по ордеру - адвокат ФИО10 доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются не соответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости, ФИО1 отказано, по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. По имевшимся в распоряжении территориального пенсионного органа документам, стаж работы истца составил: страховой - 27 лет 11 месяцев 19 дней; специальный - 10 лет 11 месяцев 12 дней (при требуемом - 25 лет).
При этом, ответчик не включил в специальный стаж истца, в том числе, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба пожарным в ФГУ "14 ОГПС МЧС России по Ростовской области", т.е. период прохождения службы в органах внутренних дел в качестве пожарного.
Полагая данный отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Судами установлено, что из трудовой книжки истца серии АТ-VI N, (дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ), ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят пожарным ПГТЧ-75 ОНО УГПС УВД РО. ДД.ММ.ГГГГ уволен, в связи с переводом на службу в органы внутренних дел, где проходил службу до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ б/н ГУ МЧС России по Ростовской области, в ГУ МЧС России по Ростовской области на архивном хранении находятся документы, в которых имеются следующие сведения о переименовании Государственной противопожарной службы (пожарной охраны):
Управление пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизовано в отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома в соответствии с приказом УВД Ростоблисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ (УПО УВД Ростоблисполкома переименовано в ОПО УВД Ростоблисполкома).
Отдел пожарной охраны УВД Ростоблисполкома реорганизован в противопожарную и аварийно-спасательную службу УВД Ростоблисполкома на основании распоряжения Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N. приказа МВД РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N (ОПО УВД Ростоблисполкома переименован в ПАСС УВД Ростоблисполкома).
Противопожарная и аварийно-спасательная служба реорганизована в Государственную противопожарную службу на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N г., с ДД.ММ.ГГГГ (ПАСС УВД Ростовской области переименована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Ростовской области (УГПС УВД Ростовской области)).
В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N Управление внутренних дел Ростовской области переименовано в Главное управление внутренних дел Ростовской области, с ДД.ММ.ГГГГ (УТПС УВД Ростовской области переименовано в УТПС ГУВД Ростовской области). Управление Государственной противопожарной службы ГУВД Ростовской области (УГПС ГУВД РО) переименовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Ростовской области (УТПС МЧС России РО) на основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ.
Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Ростовской области реорганизовано (в форме присоединения) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ростовской области (ГУ ГОЧС РО) на основании директивы МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N, с ДД.ММ.ГГГГ.
Главное управление МЧС России по Ростовской области не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области. Вместе с тем, Главное управление МЧС России по Ростовской области имеет право на хранение архивных документов и выдачу архивных справок Главного управления по делам ГО и ЧС Ростовской области на основании Положения об архиве Главного управления МЧС России по Ростовской области, согласованного Центральным архивом МЧС России ДД.ММ.ГГГГ и утвержденного приказом Главного управления МЧС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно справке ГУ МВД России по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не состоит на учете в отделе пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области и не является получателем пенсии согласно Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно справке ГУ МЧС России по Ростовской области, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно трудовой книжки ФИО1 не работал, а проходил службу и на него распространялось действие Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации".
Подразделение, в которое принят на службу ФИО1 в 1997 году в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей в тот период, относилось к подразделениям Государственной противопожарной службы, входящим в систему Государственной противопожарной службы.
Государственная противопожарная служба в тот период являлась основным видом пожарной охраны и входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
ФГУП "14 отряд ГИС МЧС России по Ростовской области" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности в редакции, действовавшей на момент прохождения службы ФИО1, являлось подразделением Государственной противопожарной службы, входящим в систему Государственной противопожарной службы.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что в спорный периоды истец проходил службу, а не работал, имел специальное звание, применив положения статей 7, 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в специальный стаж истца, а поскольку у ФИО1 отсутствует специальный стаж требуемой продолжительности на дату обращения к ответчику, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", то оснований для досрочного назначения истцу страховой пенсии по старости не имеется.
Суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что учитывая то обстоятельство, имеющимися в материалах дела и представленными по запросу суда апелляционной инстанции доказательствами подтверждено, что ФИО1 в спорный период не работал, а проходил службу, не относился к категории лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до ДД.ММ.ГГГГ - подпункт 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), вывод суда о не включении спорного периода службы в специальный стаж для досрочного назначения ему пенсии по старости судебная коллегия находит правомерным.
Ввиду отсутствия правовых оснований для включения ФИО1 в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода его службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФГУП "14 ОГПС МЧС России по РО", и отсутствия необходимой продолжительности такого стажа для назначения соответствующей пенсии, вывод суда первой инстанции об отсутствии у него права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ также является правильным.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с ДД.ММ.ГГГГ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу положений п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичные положения содержались и в пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименован водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
Согласно статьям 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26.12.1977 N 1115 "Об утверждении Положения "О государственном пожарном надзоре в СССР" органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (п. 2). Исходя из п. 4 и пп. "ч" п. 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.06.1972 N 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в первоначальной его редакции) личный состав Государственной противопожарной службы включал в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел; военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий.
На сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных силах российской Федерации (статья 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в первоначальной редакции)).
Согласно требованиям Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", сотрудникам органов внутренних дел присваиваются специальные звания (статьи 22, 23).
В силу положений ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в первоначальной редакции) работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации, пенсии по старости устанавливались по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" ст. 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" была дополнена пунктом "о", согласно которому пенсии по старости за работу с особыми условиями труда назначались мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), предусмотренных перечнем, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности". Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01.01.2002 соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 06.08.2004 N 372 утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации. Утвержден Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, в который входит и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю.
Как указано в п. 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу подп. 9 п. 1 ст. 28 (впоследствии - подп. 18 п. 1 ст. 27) Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается досрочно - по достижении возраста 50 лет - мужчинам и женщинам, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия назначается досрочно, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 названного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы пожарный, командиры отделения.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ст. 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в ч. 2 ст. 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации. Лица, указанные в ст. 2 настоящего Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обращаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их жительства.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы.
В силу требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Для принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы в должности водителя пожарного Государственной противопожарной службы с 01.05.1997 по 12.04.2005, необходимо выяснить вопрос воспользовался ли истец правом на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и подлежит ли он пенсионному обеспечению в соответствии с данным законом, а также вопрос в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила Государственная противопожарная служба в спорный период, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной службы, в том числе, занимаемой истцом должности, поскольку представленные в обоснование заявленных требований и приведенные выше доказательства, не содержат сведений, в том числе о финансировании.
Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18.10.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26.02.2024 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Г.РУДЕНКО
Судьи
И.А.АНАШКИНА
Е.В.ЧЕРКАСОВА
Мотивированное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.