Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 по делу N 88-26593/2024 (УИД 61RS0003-01-2023-004566-58)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в спорные периоды он работал на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 по делу N 88-26593/2024 (УИД 61RS0003-01-2023-004566-58)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в спорные периоды он работал на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2024 г. по делу N 88-26593/2024
УИД 61RS0003-01-2023-004566-58
N дела в суде 1-й инстанции 2-3946/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной,
судей М.А. Парасотченко, А.Р. Сиюхова,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить в специальный стаж периоды работы, службы и назначить досрочную страховую пенсию,
по кассационной жалобе П. на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 апреля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И., судебная коллегия
установила:
Истец П. обратился в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании включить в специальный стаж периоды работы, службы и назначить досрочную страховую пенсию и с учетом уточнений исковых требований, истец просил суд обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в МВД РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарный в отряде пожарной охраны N, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарный ОАО "Красносулинский завод металлоконструкций", а также период службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ на основании
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2023 года исковые требования П. удовлетворены частично.
Суд обязал Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН N) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарным в 90-ПЧ 11-ОПО УГПС ГУМВД Ростовской области.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 апреля 2024 года решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе П. просит отменить указанные судебные акты. В обоснование доводов жалобы указывает, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Ст. 38 ч. 2 п. 5 Федерального Закона N 141-ФЗ от 23 мая 2016 года "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гласит: "В стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются: Период прохождения гражданином военной службы, службы органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального
закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями
статьи 167,
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу
части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Ростовской области N от ДД.ММ.ГГГГ П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального страхового стажа.
В специальный страховой стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в МВД РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарный в отряде пожарной охраны N, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарный ОАО "Красносулинский завод металлоконструкций", а также период службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Страховой стаж П. составил 33 года 11 месяцев 11 дней, с учетом постановления Конституционного суда N-П 35 лет 11 месяцев 28 дней, специальный страховой стаж составил 12 лет 05 месяцев 16 дней, при требуемом 25 лет.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке АТ-И N с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, П. осуществлялась трудовая деятельность, в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в службе МВД РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарным в отряде пожарной охраны N, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарным ОАО "Красносулинский завод металлоконструкций", а также в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам пенсионного дела П. зарегистрирован в системе обязательного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования П. суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",
Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 "Об утверждении списка должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной {безопасности", оценив представленные в материалы дела доказательства, определив юридически значимые обстоятельства, установив их достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дав им надлежащую правовую оценку, установив, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы, пришел к выводу, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарным в 90-ПЧ 11-ОПО УГПС ГУМВД Ростовской области подлежит включению в страховой стаж Поволоцкого В.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд первой инстанции указал, что в указанные выше спорные периоды истец работал на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти (ГУВД Ростовской области), осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Разрешая требования истца в части включения в специальный страховой стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в МВД РФ и отказывая во включении данных периодов в стаж, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период является периодом службы истца в органах внутренних дел, в связи с чем, указанный период не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Суд первой инстанции не нашел оснований для включения спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности пожарного в ОАО "Красносулинский завод металлоконструкций" в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, исходя из того, что ОАО "Красносулинский завод металлоконструкций" - организация, которая не входит в систему МЧС России и не относится к службам федерального органа исполнительной власти.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции указал, что срок службы в Советской армии засчитывается в страховой стаж, а не в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения П. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку общая продолжительность специального стажа истца на день обращения к ответчику за назначением пенсии с учетом включенных судом периодов составит менее 25 лет.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении правовых норм, процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену состоявшегося судебного постановления в кассационном порядке, судами не допущено.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно
подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Федеральным
законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868
(пункт 8). и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
При указанных выше правовых нормах и установленных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к верному выводу об отсутствии оснований, для включения П. периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в МВД РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожарным в ОАО "Красносулинский завод металлоконструкций", периода службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, и отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы жалобы истца противоречат нормам материального права и правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
В своей совокупности доводы кассационной жалобы истца не содержат оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, в деле не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 18 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.И.МОТИНА
Судьи
М.А.ПАРАСОТЧЕНКО
А.Р.СИЮХОВ
Мотивированное определение в окончательной форме составлено 10 сентября 2024 года.