Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2024 по делу N 88-18253/2024 (УИД 23RS0005-01-2023-001521-46)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что контроль за подачей рапортов сотрудниками, которые выполняли служебные обязанности в выходные и нерабочие праздничные дни, возложен на учреждение, которое на основании приказа начальника учреждения в соответствии с принципами единоначалия и субординации (подчиненности) привлекало истца для исполнения им служебных обязанностей на основании графика сменности в силу служебной необходимости помимо его воли.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2024 по делу N 88-18253/2024 (УИД 23RS0005-01-2023-001521-46)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что контроль за подачей рапортов сотрудниками, которые выполняли служебные обязанности в выходные и нерабочие праздничные дни, возложен на учреждение, которое на основании приказа начальника учреждения в соответствии с принципами единоначалия и субординации (подчиненности) привлекало истца для исполнения им служебных обязанностей на основании графика сменности в силу служебной необходимости помимо его воли.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2024 г. по делу N 88-18253/2024
N дела суда 1-й инстанции 2-770/2023 | УИД: 23RS0005-01-2023-001521-46 |
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Мотиной И.И., Сиюхова А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф. к ФКУ ИК-9 России по Краснодарскому краю о взыскании задолженности по оплате за сверхурочную работу, компенсаций за задержку выплат и возмещении морального вреда, по кассационной жалобе истца Ф., поступившей с делом 08 мая 2024 года, решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 03 июля 2023 года и дополнительное решение Апшеронского районного суда Краснодарского края 14 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2024 года,
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., представителя ФКУ ИК-9 России по Краснодарскому краю по доверенности К., возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ф. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-9 России по Краснодарскому краю о взыскании задолженности по оплате за сверхурочную работу, компенсации за задержку выплат и возмещении морального вреда.
Решением Апшеронского районного суда, Краснодарского края от 03 июля 2023 года исковые требования Ф. удовлетворены частично. Суд взыскал с ФКУ ИК-9 России по Краснодарскому краю в пользу Ф. задолженность по оплате за сверхурочную работу в феврале 2023 года из расчета 22 часа в общей сумме 2 419 рублей 12 копеек, за вычетом необходимых налоговых отчислений, компенсацию за задержку выплат за сверхурочную работу в феврале 2023 года в порядке
ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Дополнительным решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 14 декабря 2023 года суд взыскал с ФКУ ИК-9 России по Краснодарскому краю в пользу Ф. компенсацию за задержку выплат за сверхурочную работу в феврале 2023 года в порядке
ст. 236 ТК РФ в размере 181 рубль 39 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2024 года решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 03 июля 2023 года и дополнительное решение Апшеронского районного суда Краснодарского края отменены. По делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Ф. к ФКУ ИК-9 России по Краснодарскому краю о взыскании задолженности по оплате за сверхурочную работу, компенсаций за задержку выплат и возмещении морального вреда.
В кассационной жалобе истец Ф. просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что с 22 августа 2021 года по февраль 2023 года продолжительность сверхурочной работы истца - Ф. составила 250 часов, в связи с чем, он вправе рассчитывать на компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 54 539, 04 руб. Выводы судов о том, что отсутствие рапортов истца, адресованных в адрес руководства ответчика на предоставление дополнительных дней отдыха либо соответствующей денежной компенсации за работы в выходные и нерабочие праздничные дни, исключает удовлетворение его требований, являются несостоятельными и существенно нарушающими его трудовые права.
Ф., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился. Уведомление вручено адресату.
Согласно
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со
статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что приказом УФСИН России по Краснодарскому краю от 31 июля 2018 года N-лс ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-9 УФСМН России по Краснодарскому краю.
Приказом УФСИН России по Краснодарскому краю от 09 февраля 2023 года N-лс ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность инспектора отдела охраны Учреждения, где по настоящее время проходит службу. ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке подчиненности письменно обратился к заместителю начальника отдела охраны Учреждения с заявлением о проведении служебной проверки по всем фактам его работы в сверхурочное время, произвести расчет и выплатить ему компенсацию в денежной форме за работу в выходные и нерабочие, праздничные дни за последние три года его службы в оперативном отделе.
На основании обращения истца Учреждением во исполнение приказа от 10 апреля 2023 года N 233 была создана комиссия и проведена служебная проверка согласно приказу Минюста РФ от 05 августа 2021 года N 131 "Об организации прохождения службы в УИС РФ", вступившего в силу с 22 августа 2021 года, и табелей учета служебного времени. Заключением служебной проверки от 21 апреля 2023 года подтвержден факт того, что с 22 августа 2021 года по февраль 2023 года продолжительность сверхурочного времени работы истца в Учреждении составила 250 часов.
Данные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что контроль за подачей рапортов сотрудниками, которые выполняли служебные обязанности в выходные и нерабочие праздничные дни, возложен на Учреждение, которое на основании приказа начальника Учреждения в соответствии с принципами единоначалия и субординации (подчиненности), установленными в УИС, привлекало капитана внутренней службы Ф. для исполнения им служебных обязанностей на основании графика сменности, в силу служебной необходимости помимо его воли. Указанный контроль за подачей рапортов сотрудниками, в т.ч. Ф., руководством Учреждения не осуществлялся, рапорта на выплату денежной компенсации в соответствии с п. 11 указанного выше Порядка в порядке подчиненности Ф. в спорный в иске период времени не подавались.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием и посчитал необходимым отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в Соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (
абзацы первый и
второй части 1 статьи 5).
Согласно
ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании
ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим
Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной Противопожарной службе Государственной Противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов Исполнительной. власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 2 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (
часть 18 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ). В соответствии с
пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИИ России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в. отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых, либо обвиняемых, в совершений преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно: осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлении, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Согласно
части 2 статьи 3 Федерального закона N 197-ФЗ к правоотношениям, связанным со службой уголовно-исполнительной системе (далее УИС), нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются только в случаях, не урегулированных названными выше нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу
ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с
ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с
частью 6 статьи 60 настоящего Федерального закона.
В соответствии с
частью 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Материалами дела подтверждается, что за период с октября 2021 года по февраль 2023 года истец привлекался к работе в выходные дни, ему было известно о наличии права на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в виде дней отдыха, которые он частично использовал. В спорный период прохождения службы обращений от истца о предоставлении компенсации в виде дополнительных дней отпуска соответствующей продолжительности не поступало, соответствующие рапорты в установленном порядке руководству не подавались, что истцом в судебном заседании не оспаривалось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения предъявленных Ф. требований, в том числе о взыскании компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда.
При рассмотрении настоящего спора нарушений принципов состязательности и равноправия сторон судом апелляционной инстанции не допущено. Суд правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, дал исчерпывающую оценку тому объему доказательств, который был представлен сторонами на момент разрешения искового заявления по существу.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в суде апелляционной инстанции, были предметом подробного изучения и оценки суда апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления суда апелляционной инстанции являться не могут, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19 июля 2021 года, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы ответчика не имеется. Кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.БЕТРОЗОВА
Судьи
И.И.МОТИНА
А.Р.СИЮХОВ