Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 N 88а-9212/2020 по делу N 2а-5013/2019
Категория спора: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением.
Обстоятельства: Истцу неправомерно отказали в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением.
Решение: Отказано.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2020 N 88а-9212/2020 по делу N 2а-5013/2019
Категория спора: Споры в социальной сфере.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением.
Обстоятельства: Истцу неправомерно отказали в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением.
Решение: Отказано.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 мая 2020 г. N 88а-9212/2020
Дело N 2а-5013/2019
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Е. (далее Е.) на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 декабря 2019 года по административному делу N 2а-5013/2019 по административному исковому заявлению Е. к жилищной комиссии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России), об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения административного истца Е. и его представителя К.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя административного ответчика жилищной комиссии ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России и заинтересованного лица ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России К.К., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия,
установила:
решением жилищной комиссии ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" от 6 декабря 2018 года (протокол N 16) Е. отказано в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением, а также в выплате компенсации за наем жилого помещения со ссылкой на то, что с момента зачисления на очное обучение магистранты не относятся к лицам, замещающим штатные должности в ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" и на них распространяются положения Федерального
закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Оспаривая правомерность данного решения 25 марта 2019 года Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к жилищной комиссии ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России и ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России о признании его незаконным в части отказа в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением. Просил обязать жилищную комиссию принять решение о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, а ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России - выплачивать ему ежемесячно денежную компенсацию за наем жилого помещения, начиная с 1 сентября 2018 года.
Определением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года отказано в принятии заявления Е. к производству суда в порядке административного судопроизводства, иск передан на рассмотрение суда в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 апреля 2019 года определение судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 18 марта 2019 года в части отказа в принятии административного искового заявления Е. к жилищной комиссии ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России от 6 декабря 2018 года об оспаривании решения в части отказа в постановке на учет в целях обеспечения служебным жилым помещением, в выплате компенсации за наем жилого помещения, а также об обязании жилищной комиссии ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России восстановить нарушенное право административного истца путем принятия решения о признании нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением - отменено, заявление в указанной части направлено в Московский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения со стадии принятия к производству суда.
В остальной части определение оставлено без изменения.
В ходе рассмотрения данного дела ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России исключено судом из числе ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 декабря 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Е. отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Московский районный суд Санкт-Петербурга 24 марта 2020 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 30 марта 2020 года, Е. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение. Указывает, что судами необоснованно не было принято во внимание, что контракт с ним не расторгнут, а следовательно правовых оснований полагать, что он перестал быть сотрудник федеральной противопожарной службы, и не проходит в настоящее время службу в федеральной противопожарной службе, не имеется, поскольку его обучение является частью его служебных обязанностей. Просит учесть, что койко-место в общежитии предлагалось ему после принятия оспариваемого решения и поскольку требованиям Федеральных законов от 30 декабря 2012
N 283-ФЗ и от 23 мая 2016 года
N 141-ФЗ в части обеспечения сотрудников ФПС жилыми помещениями специализированного жилого фонда не соответствовало, было им отвергнуто, что он отразил в своем рапорте от 11 февраля 2019 года.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 апреля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с
частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Как установлено судами Е. проходит службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с 1 сентября 2011 года, до 1 сентября 2018 года замещал должность инспектора группы приема, регистрации и учета сообщений о преступлениях связанных с пожарами и иной информации о пожарах отдела надзорной деятельности и профилактической работы Адмиралтейского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России.
С 1 сентября 2018 года Е. приказом начальника ГУ МЧС по Санкт-Петербургу А. от 6 сентября 2018 года N 60-НС, освобожден от занимаемой должности инспектора постоянного состава, в связи с зачислением на первый курс магистратуры по очной форме обучения в ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" и откомандирован в распоряжение начальника названного образовательного учреждения.
Приказами от 31 августа 2018 года N 880 и от 4 сентября 2018 года N 117-НС ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" Е. зачислен на первый курс по очной форме обучения, включен в список переменного состава и назначен на должность слушателя магистратуры факультета экономики и права с 1 сентября 2018 года.
Решением жилищной комиссии Главного управления по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении им жилых помещений (социальных выплат), внесенным в протокол от 12 ноября 2018 года N 8/2018, Е. исключен из списков лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда в связи с откомандированием его в распоряжение начальника ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России".
19 ноября 2018 года Е. обратился к руководителю ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России" с рапортом о рассмотрении вопроса о выплате ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения - <адрес>, представив при этом договор найма жилого помещения, заключенный 8 сентября 2018 года, в чем ему оспариваемым решением было отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного
кодекса Российской Федерации, Федерального
закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также Закон о службе в федеральной противопожарной службе), Федерального
закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1,
Приказа МЧС России от 5 декабря 2018 N 570 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций высшего образования МЧС России" оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и установив, что Е. с 1 сентября 2018 года не является лицом, замещающим штатную должность в ГУ МЧС России в связи с зачислением в магистратуру в должности слушателя ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России на очное отделение для освоения образовательный программы высшего профессионального образования по направлению подготовки, а не прохождения службы, пришел к выводу, что с момента зачисления на первый курс очной формы обучения слушателем магистратуры в списки переменного состава ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России и на период его обучения в названном образовательном учреждении, к отношениям, связанным с предоставлением ему помещения специализированного жилищного фонда, подлежат применению соответствующие нормы Федерального
закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Жилищного
кодекса Российской Федерации и
Закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда не согласилась, указав, что Е. в период обучения продолжает оставаться сотрудником федеральной противопожарной службы в силу положений
статьи 30 (части 1,
2) Закона о службе в федеральной противопожарной службе, и должен обеспечиваться жилым помещением специализированного жилищного фонда тем юридическим лицом (учреждением, организацией), входящим в структуру МЧС России, с которым у него непосредственно заключен контракт.
Вместе с тем, установив, что
Правилами предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года N 217 не предусмотрена обязанность учреждений, входящих в структуру органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, предоставлять (принимать на учет) сотрудникам служебные жилые помещение, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем признала решение суда законным.
С выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, соглашается и судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Служба в федеральной противопожарной службе согласно
пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, его территориальных органах - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях названного федерального органа исполнительной власти, а также на должностях, не являющихся должностями в этом федеральном органе, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
К должностям в федеральной противопожарной службе, в силу
пункта 2 статьи 3 названного выше Закона, относятся должности сотрудников федеральной противопожарной службы, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделениях для осуществления полномочий в области пожарной безопасности.
Согласно
пункту 71 Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, а также деятельности образовательных организаций высшего образования МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 05 декабря 2018 года N 570, личный состав образовательной Организации МЧС России разграничивается на постоянный состав и переменный состав.
К переменному составу образовательной организации МЧС России относятся докторанты, - адъюнкты (аспиранты), слушатели, курсанты и студенты.
В свою очередь слушателями признаются лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций МЧС России. Слушателями также являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в образовательной организации МЧС России
(пункт 88).
При этом в силу положений
статьи 30 (части 1,
2) Закона о службе в федеральной противопожарной службе перевод на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности на обучение по очной форме обучения, который допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным
законом считается переводом сотрудника федеральной противопожарной службы по службе на иную должность, в связи с чем, как верно отметил суд апелляционной инстанции Е. в период обучения продолжает оставаться сотрудником федеральной противопожарной службы.
Об этом свидетельствует и заключенный между Е. и ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, заключенный 01 сентября 2018 года, согласно пункту 6.2 которого образовательное учреждение приняло на себя обязательство выплаты сотруднику денежного довольствия в период всего срока обучения, а также иных льгот и социальных гарантий, предусмотренных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о то, что Е. в период обучения должен обеспечиваться жилым помещением специализированного жилищного фонда тем юридическим лицом (учреждением, организацией), входящим в структуру МЧС России, с которым у него непосредственно заключен контракт.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения
части 4 этой же статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и
порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда установлен Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 года N 217 "Об установлении категорий сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, которым предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда, и о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам этих учреждений и органов".
Согласно Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации
(пункт 2), специализированный жилищный фонд органов (учреждений) состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за органами (учреждениями).
Пунктами 3,
5 указанных Правил, определено, что специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы; служебное жилое помещение предоставляется сотруднику в виде отдельной квартиры (жилого дома), жилое помещение в общежитии - в виде отдельной комнаты (части комнаты).
Кроме того, как верно отмечено судами, с момента зачисления на первый курс очной формы обучения слушателем магистратуры в списки переменного состава Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России является обучающимся (слушателем), в связи с чем, в период его обучения в названном образовательном учреждении, к отношениям, связанным с предоставлением ему помещения специализированного жилищного фонда, подлежат применению также и соответствующие нормы Федерального
закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее также Закон об образовании),
статьями 34 (пункт 3 части 2,
часть 8) и
39 (части 1,
2) которого установлено, что нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
Поскольку в рассматриваемом случае из материалов дела следует, что от места в общежитии, предоставленного Е. в соответствии с нормами
Закона об образовании он отказался, о постановке на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении в своем рапорте от 19 ноября 2018 года не просил, а требования о взыскании с ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России компенсации за наем жилого помещения переданы на рассмотрение суда в порядке гражданского судопроизводства, оснований полагать ошибочными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями
частей 2 и
3 статьи 329, а также применительно к
статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 23 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Е. - без удовлетворения.