Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2020 N 88а-8642/2020
Требование: О признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал на то, что в результате проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности были установлены нарушения, в связи с этим должностным лицом было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, с чем истец не согласен.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.05.2020 N 88а-8642/2020
Требование: О признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал на то, что в результате проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности были установлены нарушения, в связи с этим должностным лицом было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, с чем истец не согласен.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2020 г. N 88а-8642/2020
Дело N 2а-261/2019
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.,
судей Жидковой О.В., Широковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее ФКУ ИК N 31 УФСИН России по Республике Коми) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 декабря 2019 года по административному делу N 2а-261/2019 по административному исковому заявлению ФКУ ИК N 31 УФСИН России по Республике Коми к старшему инспектору отделения надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Вымского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее ОНДПР Усть-Вымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми) Коми К. о признании незаконным и отмене предписания 1/1/1 от 25 января 2019 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения участвующих в судебном заседании в режиме видеоконференц-связи представителя административного истца ФКУ ИК N 31 УФСИН России по Республике Коми Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, административного ответчика старшего инспектора ОНДПР Усть-Вымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми К., возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
на основании распоряжения начальника ОНДПР Усть-Вымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми от 21 января 2019 года N 1, в отношении ФКУ ИК N 31 УФСИН России по Республике Коми, расположенного по адресу: Республика Коми, <...>, 24.01.2019 и 25.01.2019 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности.
В результате проверки установлено, что в нарушение
статьи 46 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 38 таблицы А.3,
пункта 9 таблицы А.1 СП 5.13130.2009, помещения камерного типа N 1-20 первого этажа и помещения камерного типа N 1-22 второго этажа здания единых помещений камерного типа (здание ЕПКТ) ФКУ ИК N 31 УФСИН России по Республике Коми допускаются к эксплуатации без оборудования системой автоматической пожарной сигнализации.
25 января 2019 года старшим инспектором ОНДПР Усть-Вымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми К. вынесено предписание N 1/1/1 об устранении в срок до 01 мая 2019 года нарушений требований пожарной безопасности.
Оспаривая правомерность данного предписания, 15 февраля 2019 года ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным иском к старшему инспектору ОНДПР Усть-Вымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми К. о признании его незаконным и отмене. В обоснование заявленных требований указало, что возложенные на учреждение оспариваемым предписанием обязанности незаконны, поскольку Свод правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", на который имеется ссылка в предписании, не распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации зданий и сооружений, проектируемых по специальным нормам.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены отделение надзорной деятельности и профилактической работы Усть-Вымского района, Управление МЧС России по Республике Коми, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 07 августа 2019 года административный иск Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми удовлетворен.
Признано незаконным и отменено предписание старшего инспектора ОНДПР Усть-Вымского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми К. за N 1/1/1 от 25 января 2019 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 9 декабря 2019 года решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 7 августа 2019 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ссылаясь на неверное определение судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, существенное нарушение норм материального и процессуального права просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывает на ошибочность выводов судебной коллегии о невозможности применения специальной, нормы, регламентированной
Приказом ФСИН России "Об утверждении перечня зданий, соображений, помещений и оборудования в учреждениях и организациях Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" от 31 марта 2005 года N 222.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Признавая незаконным и отменяя предписание 1/1/1 от 25 января 2019 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, суд первой инстанции, сославшись на наличие специальной нормы, регламентирующей эксплуатацию помещений камерного типа в учреждениях ФСИН без их оборудования системой автоматической пожарной сигнализации, исходил из того, что положения Свода правил 5.13130.2009 на такие здания, сооружения и помещения не распространяются.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, с таким выводом суда первой инстанции не согласилась.
Отменяя решение, суд второй инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке
статьи 84 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 1454/пр "
СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", и установив, что помещения камерного типа N 1-20 первого этажа и помещения камерного типа N 1-22 второго этажа здания ЕПКТ ФКУ ИК N 31 УФСИН России по Республике Коми допускаются к эксплуатации без оборудования системой автоматической пожарной сигнализации, пришел к выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, и нормам материального и процессуального права выводы суда апелляционной инстанции, исходя из установленных им обстоятельств, не противоречат.
Положения Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - "Технический регламент") об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: 1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты; 2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности; 3) разработке технической документации на объекты защиты.
В отношении объектов защиты специального назначения, наряду с настоящим Федеральным
законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 утверждены
нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
Согласно
пункту 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных - водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности: лестничных клеток.
В соответствии с пунктом 38 таблицы 1 НПБ 110-03 автоматическими установками пожарной сигнализации оборудуются помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные независимо от площади здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
Аналогичные требования содержатся в пункте А.4, пункте 38 таблицы АЗ "СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", разработанного в соответствии со
статьями 42,
45,
46,
54,
83,
84,
91,
103,
104,
111 -
116 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 175 являющегося нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливающего нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.
20 октября 2017 года утвержден и введен в действие
приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 1454/пр "
СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", который разработан с учетом требований федеральных законов от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс РФ", от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пунктом 22.6 приведенного выше Свода правил здания, сооружения, помещения исправительных учреждений необходимо оборудовать системой автоматической пожарной сигнализацией и установками автоматического пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в соответствии с требованиями
СП 3.13130,
СП 5.13130.
С учетом изложенного суд второй инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности распространения Свода правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" на рассматриваемые правоотношения.
При этом судебной коллегией обоснованно были отклонены доводы исправительного учреждения о том, что нормы
СП 308.1325800.2017. применяются при проектировании в строящихся и реконструируемых объектах, и не распространяют свое действие на объекты, введенные в эксплуатацию до 2003 года.
Действительно, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 4. Технического регламента в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Между тем, при применении указанных норм следует учитывать, что согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
На основании
статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В
статье 9 названного Закона закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным
Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Невыполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению требований правил пожарной безопасности, приводит к нарушению прав сотрудников ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми осужденных и иных лиц, посещающих Учреждение, на обеспечение пожарной безопасности, а именно состояние защищенности личности, гарантированное
статьей 37 ФЗ "О пожарной безопасности", ставя при этом в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, спроектированных и введенных в эксплуатацию до 2003 года, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года, и приведет к нарушению прав осужденных.
Как справедливо отмечено судом второй инстанции, факт постройки и введение спорного объекта - здание - помещение камерного типа при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми до 2003 года не препятствует его реконструкции или капитальному ремонту, с целью создания надлежащих условий содержания.
Не влечет отмену судебного акта и утверждение подателя жалобы со ссылкой на
Приказ ФСИН России "Об утверждении перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" от 31 марта 2005 года N 222, о том, что эксплуатация помещений камерного типа в учреждениях ФСИН допускается без их оборудования системой автоматической пожарной сигнализации, поскольку согласно части 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивают соблюдение требований настоящего федерального закона, в связи с чем ведомственные (отраслевые) нормативные документы, к числу которых относится вышеупомянутый
Приказ N 222, являются иными документами, содержащими требования пожарной безопасности, предназначенными для использования во внутренней деятельности ведомства и подлежащими добровольному применению, если оно обеспечивает соблюдение положений Технического регламента.
Таким образом, поскольку из приведенных положений нормативных актов следует, что помещения камерного типа здания единых помещений камерного типа должны быть защищены автоматической пожарной сигнализацией, оснований полагать ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК N 31 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.