Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2022 по делу N 88а-18613/2022
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик допустил незаконное бездействие по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2022 по делу N 88а-18613/2022
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия администрации исправительного учреждения.
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик допустил незаконное бездействие по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Решение: Удовлетворено.


Содержание

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 октября 2022 г. по делу N 88а-18613/2022
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.,
судей Морозковой Е.Е., Бельмас Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2022 года по административному делу 2а-1076/2021 по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения прокурора Поповой Е.В., возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
установила:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ "ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области"), выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, возложении на Федеральную службу исполнения наказаний (далее ФСИН России) и Управление Федеральной службе исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области) обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение.
В обоснование требований ссылается на то, что в адрес начальника ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области неоднократно в 2021 году вносились представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. В ходе плановой проверки ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в сентябре 2021 года все ранее выявленные нарушения прокуратурой обнаружены повторно, что свидетельствует о бездействии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области. Направленные исправительным учреждением в УФСИН России по Архангельской области заявки на финансирование устранения выявленных прокуратурой нарушений результата не принесли. Неустранение выявленных нарушений может повлечь причинение вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия. Кроме того умышленное не устранение ответчиком нарушений, выявленных прокуратурой, как одним из гарантов законности в сфере уголовно-исполнительного законодательства, подрывает авторитет Российской Федерации. Просит с учетом уточнения требований признать незаконным бездействие ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства именно неисполнении обязанности: отделить помещения для хранения постельных принадлежностей штрафного изолятора, помещений камерного типа (далее - ШИЗО и ПКТ) от других помещений и коридоров противопожарными перегородками 1 типа (противопожарными дверьми), обеспечить подвод к санитарным приборам (умывальники, раковины) в камерах ШИЗО и ПКТ горячей воды, провести ремонт полов в спальных секциях отряда N 2 и помещениях для умывания и сушки одежды указанного отряда, организовать раздельное и отдельное содержание осужденных, больных разными инфекционными заболеваниями, от здоровых осужденных. Возложить на ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения исправительной колонии для выполнения указанных мероприятий. Обязать ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить указанные выше мероприятия.
Решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2022 года, исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
На вступившие в законную силу судебные постановления ФКУ "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности УФСИН по Архангельской области", ФСИН и УФСИН по Архангельской области подали кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене. В обоснование жалоб приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела, Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в марте, июне, июле, августе 2021 года проведены проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области.
В ходе проверок, среди прочего, установлено, что: в нарушение требований статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), пункта 4.1.8 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 30 марта 2005 года N 214 (далее - Правила N 214), помещения для хранения постельных принадлежностей ШИЗО и ПКТ не отделены от других помещений и коридоров противопожарными перегородками 1 типа (противопожарными дверьми); в нарушение требований статей 11, 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 5473-1), пунктов 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017 камеры ШИЗО и ПКТ, в которых установлены санитарные приборы (умывальники, раковины), не обеспечены горячим водоснабжением;
в нарушение требований статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 12.11.8 Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 сентября 2001 года N 276 (далее - Инструкция N 276) в спальных секциях отряда N 2 допускается эксплуатация полов с поврежденным покрытием линолеума, а в помещениях для умывания и сушки одежды указанного отряда плиточное покрытие имеет трещины и сколы; в нарушение требований части 5 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ряд осужденные, больные инфекционными заболеваниями содержатся совместно со здоровыми осужденными.
По результатам проведенных проверок в адрес ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области вынесены представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 29 марта 2021 года N 17-01-2021/80, от 11 июня 2021 года N 17-01-2021/17, от 30 июля 2021 года N 17-01-2021/25, от 31 августа 2021 года N 17-01-2021/27.
Все указанные нарушения повторно выявлены в ходе плановой проверки, проведенной Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в сентябре 2021 года.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 5 статьи 80, статей 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ, статей 9, 11, 13 Федерального закона N 5473-1, Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение N 1314), пункта 4.1.8 Правила N 214, пунктов 19.2.1, 19.2.5 СП 308.1325800.2017, пункта 12.11.8 Инструкция N 276, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку каждым из административных ответчиков допущено незаконное бездействие, которое создает реальную угрозу жизни и здоровью содержащихся в учреждении осужденных, обострению режимной обстановки в исправительном учреждении.
Данные выводы суд апелляционной инстанции признал правильными.
Доводы кассационной жалобы о том, что ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не бездействует, с указанием конкретных мер, направленных на исполнение требований пункта 4.1.8 Правил N 214 судебной коллегией отклоняются, поскольку на момент разрешения спора по существу помещения для хранения постельных принадлежностей ШИЗО и ПКТ не отделены от других помещений и коридоров противопожарными перегородками 1 типа (противопожарными дверьми), следовательно принятые административным ответчиком меры достаточными и исчерпывающими не являются.
Вопреки доводам жалобы, положения пункта 19.2.5 СП 308.1325800.2017 устанавливают, что подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.). При этом действующее законодательство не содержит запрета на применение положений СП 308.1325800.2017 к объектам, введенным в эксплуатацию до 2018 года. Иное поставило бы в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, спроектированных и введенных в эксплуатацию до 2018 года, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2018 года, что привело бы к неоправданной дифференциации прав осужденных, нарушению принципа равенства всех перед судом и законом (статья 19 Конституции Российской Федерации). Кроме того, факт постройки и введения объектов в эксплуатацию в 1980 году не препятствует принятию необходимых мер с целью создания надлежащих условий содержания. Административными ответчиками не доказано, что возможность устранения выявленных прокурором нарушений связана со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий исправительного учреждения и расположенных в них помещений.
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регулируется статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, однако положения указанной нормы находятся в неразрывной нормативной взаимосвязи с другими нормативными актами.
Так, в силу указания пункта 12.11.8. Инструкции N 276 при эксплуатации полов необходимо принятие мер по обеспечению их сохранности. Появляющиеся повреждения должны устраняться. Неисполнение указанной обязанности, в том числе по требованию прокурора, свидетельствует о незаконном бездействии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области, при этом отсутствие финансирования, на которое имеется ссылка в апелляционных жалобах, направление заявки на выделение денежных средств, не освобождает административных ответчиков от соблюдения предусмотренных законом требований к материально-бытовому обеспечению осужденных.
Также, согласно положениям части 5 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
Доводы жалобы о том, данные требования закона в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не нарушаются, поскольку с учетом положений статей 1, 5, 17 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" осужденные, больные ВИЧ-инфекцией, гепатитом "С", закрытой формой туберкулеза, не несут угрозы для жизни и здоровья других осужденных при их совместном содержании, обоснованно отвергнуты судом апелляционной инстанции. Из письма ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 31 сентября 2021 года N 29/ТО/58/26-3286 усматривается, что в учреждении совместно с прочими осужденными содержатся, в том числе, осужденные, имеющие иные инфекционные заболевания, в частности гепатит "В". Согласно пунктам 701, 710, 711 Санитарно-эпидемиологических правил СП "3.3686-21" "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4, основными источниками гепатита "В" являются больные хроническими формами инфекции, заражение вирусным гепатитом "В" от больных в острой стадии имеет место лишь в 4 - 6% случаях. Возможна передача вирусного гепатита "В" в быту посредством совместного использования контаминированных вирусом различных предметов гигиены, в том числе бритвенных и маникюрных принадлежностей, зубных щеток, полотенец, ножниц, при этом передача вируса возможна при отсутствии на предметах видимой крови. К группам риска по гепатиту "В" относятся, в том числе лица, отбывающие наказание, связанное с лишением свободы.
Доводы жалобы о том, что ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области незаконное бездействие не допущено, поскольку в адрес данных ответчиков представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства не выносились, также являются несостоятельными.
ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области свои обязанности главного распорядителя и распорядителя средств бюджета (подпункты 2, 6 пункта 7 Положения N 1314, пункт 4, подпункт 2 пункта 15 Положения об управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области утвержденного приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518) по надлежащему материально-техническому обеспечению деятельности ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области не исполнили, в том числе после направления учреждением заявок на дополнительное финансирование.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2022 года по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области - без удовлетворения.
Решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 17 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 октября 2022 года.