Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.11.2021 N 88а-20174/2021
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, разработать проект рекультивации земельного участка и провести соответствующие мероприятия.
Обстоятельства: Истец указал, что на территории лесничества в границах государственного лесного фонда, в эксплуатационных лесах, расположена несанкционированная свалка отходов; непринятие мер по сбору, вывозу и утилизации отходов с территории несанкционированной свалки нарушает требования законов и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17.11.2021 N 88а-20174/2021
Категория спора: Причинение вреда окружающей среде.
Требования уполномоченных органов: О возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, разработать проект рекультивации земельного участка и провести соответствующие мероприятия.
Обстоятельства: Истец указал, что на территории лесничества в границах государственного лесного фонда, в эксплуатационных лесах, расположена несанкционированная свалка отходов; непринятие мер по сбору, вывозу и утилизации отходов с территории несанкционированной свалки нарушает требования законов и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решение: Удовлетворено в части.

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2021 г. N 88а-20174/2021
Дело N 2а-5483/2020
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А.,
судей Жидковой О.В., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 01 марта 2021 года по административному делу N 2а-5483/2020 по административному исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов, разработать проект рекультивации земельного участка и провести соответствующие мероприятия.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав представителя прокуратуры Леонтьева С.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
прокурор Усть-Куломского района Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Сыктывкарский городской суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об обязании организовать сбор и вывоз отходов, не санкционированно размещенных в выделе 13,17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество", разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество".
В обоснование заявленных требований указано, что на территории СП "Тимшер" в выделах 13,17,18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество" в границах государственного лесного фонда, в эксплуатационных лесах расположена несанкционированная свалка отходов 6,1 га. Непринятие мер по сбору, вывозу и утилизации отходов с территории несанкционированной свалки, нарушает требования Законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что явилось основанием для обращения в суд.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 01 марта 2021 года удовлетворено административное исковое заявление прокурора Усть-Куломского района Республики Коми. На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в срок до 01 сентября 2021 года возложена обязанность организовать сбор и вывоз отходов, несанкционированно размещенных в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество", а также разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество". В удовлетворении требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми отказано.
В кассационной жалобе, поданной 02 сентября 2021 года через Сыктывкарский городской суд Республики Коми, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права. Указали, что рассматриваемая свалка расположена вблизи СП "Тимшер" и организована в результате выделения участка площадью 6 га для организации свалки ТБО постановлением главы МО МР "Усть - Куломский", в связи с чем, администрация МО МР "Усть - Куломский" является виновным лицом в образовании несанкционированной свалки. Министерство не наделено полномочиями по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, не является собственником земельного участка и собственником отходов.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное агентство лесного хозяйства просят кассационную жалобу удовлетворить, поскольку виновным лицом в образовании несанкционированной свалки является администрация МО МР "Усть-Куломский". Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к охране, защите и воспроизводству лесов. Финансирование данных мероприятий не осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Из материалов дела следует, что в ходе внепланового осмотра территории вокруг п.Тимшер в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество" установлено, что в границах государственного лесного фонда расположена несанкционированная свалка отходов общей площадью 6,1 га, расположение которой определено в точке с координатами N N".
Выявленная несанкционированная свалка отходов не является объектом размещения отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.
Указанный земельный участок лесного фонда находится в федеральной собственности.
Собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлен.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, кому-либо в законное владение и пользование не передан, пользователи, землевладельцы этого участка, осуществившие несанкционированное складирование отходов, не установлены.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ, статья 51 Лесного кодекса РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ), поэтому осуществление полномочий собственника возлагается на федеральные исполнительные органы власти, если осуществление таковых не перераспределено в установленном порядке.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса.
Применительно к полномочиям в области лесных отношений в пункте 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается, за отдельными исключениями, осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Исполнительным органом государственной власти в области лесных отношений в Республике Коми является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года N 452, его основными задачами являются обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсоов, повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия, сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности (подпункты 5, 6, 8, 12 пункта 9 Положения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статей 51, 53 Лесного кодекса РФ леса полежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14). Меры санитарной безопасности в лесах предусмотрены пунктом 2 названных Правил, и данный перечень не является исчерпывающим.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда. Положениями пункта 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизведение лесов должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также должна осуществляться, в том числе рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подвергались загрязнению и иному негативному воздействию.
Рекультивация земель представляет собой совокупность мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (пункт 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ, пункт 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800).
К нарушенным землям, подлежащим рекультивации, по смыслу пунктов 5 и 7 статьи 13 Земельного кодекса РФ, относятся земли, подвергшиеся механическому (снятие почвенного слоя) и (или) химическому воздействию (загрязнение земель). Перечень работ, при осуществлении которых проводится рекультивация земель, является примерным.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. При этом рекультивация определяется как деятельность по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению земель до состояния, пригодного для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800).
Как установлено судами и следует из материалов дела, собственник отходов на указанных несанкционированных свалках не установлен.
Таким образом, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, как на уполномоченный орган исполнительной власти, обоснованно возложена обязанность по организации сбора и вывоза отходов, несанкционированно размещенных в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество", а также разработать проект рекультивации земельного участка и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в выделах 13, 17, 18 квартала 650 Тимшерского участкового лесничества ГУ "Усть-Немское лесничество".
Довод кассационной жалобы о том, что полномочия собственника в отношении управления федеральным имуществом реализует иное лицо, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что образование свалки является прямым следствием ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления возложенных обязанностей, которые, в свою очередь, и обязаны устранять причины образования таких свалок получили оценку в постановлении суда апелляционной инстанции. Судом правомерно указано, что в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного сельского поселения не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 01 марта 2021 года по административному делу N 2а-5483/2020 - оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 01 марта 2021 года по административному делу N 2а-5483/2020, кассационное определение могут быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 ноября 2021 года.