Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 N 88а-23304/2024 (УИД 91RS0007-01-2023-000038-70)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности совершить определенные действия.
Обстоятельства: Истец указал, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов является публично-правовой обязанностью ответчика. По результатам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой и отделением надзорной деятельности в деятельности ответчика выявлены нарушения требований закона, которые нашли свое отражение в предписании и не были устранены, ответчик не обеспечил оповещение населения о пожаре.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 N 88а-23304/2024 (УИД 91RS0007-01-2023-000038-70)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: О возложении обязанности совершить определенные действия.
Обстоятельства: Истец указал, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов является публично-правовой обязанностью ответчика. По результатам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой и отделением надзорной деятельности в деятельности ответчика выявлены нарушения требований закона, которые нашли свое отражение в предписании и не были устранены, ответчик не обеспечил оповещение населения о пожаре.
Решение: Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 августа 2024 г. N 88а-23304/2024
N 2-339/2023
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Капункина Ю.Б., Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу администрации Цветочненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10 января 2024 года по делу по исковому заявлению прокурора Белогорского района Республики Крым, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Цветочненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Цветочненскому сельскому совету Белогорского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., судебная коллегия
установила:
прокурор Белогорского района Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Цветочненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (далее - администрация), Цветочненскому сельскому совету Белогорского района Республики Крым (далее - сельский совет), о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов Цветочненского сельского поселения является публично-правовой обязанностью администрации. По результатам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой района и отделением надзорной деятельности по Белогорскому району Главного управления МЧС России по Республике Крым в деятельности администрации выявлены нарушения требований Федерального
закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), которые нашли свое отражение в предписании от 8 апреля 2022 года и не устранены. Администрация вокруг населенных пунктов района (<данные изъяты>) не обеспечила оповещение населения о пожаре. Прокуратурой района 26 июля 2022 года в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений закона в сфере противопожарной безопасности, а именно обеспечения населенных пунктов - <данные изъяты> системами оповещения населения о пожаре. До настоящего времени органом местного самоуправления нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств на указанные цели. Таким образом, в проекте бюджета Цветочненского сельского поселения необходимо предусмотреть и выделить необходимую сумму для обеспечения указанных сел системами оповещения населения от пожара.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2023 года иск прокурора Белогорского района Республики Крым удовлетворен частично. Возложена обязанность на администрацию в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре) на территории <данные изъяты> Белогорского района Республики Крым. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 января 2024 года решение Белогорского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 марта 2024 года, администрация ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель ссылается на то, что мероприятия по внедрению средств региональной автоматизированной системы централизованного оповещения не относятся к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений. Указывает, что создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью мероприятий, проводимых соответствующими органами местного самоуправления по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В возражениях относительно кассационной жалобы прокуратура Белогорского района выражает несогласие с доводами жалобы.
Определением от 25 апреля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции перешла к рассмотрению гражданского дела по иску прокурора Белогорского района Республики Крым, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации, сельскому совету о возложении обязанности совершить определенные действия, по правилам административного судопроизводства, передала дело в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи от 2 июля 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, от министерства финансов Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. На основании
пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения прокурора Костюка А.И., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно
части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу
части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
Согласно
части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу
части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов дела, отделением надзорной деятельности по Белогорскому району Главного управления МЧС России по Республике Крым о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной власти (местного самоуправления) 30 марта 2023 года принято решение N о проведении проверки в отношении администрации, задачами которой являлся надзор за соблюдением требований пожарной безопасности.
В соответствии с актом проверки органа государственной власти (местного самоуправления) от 12 апреля 2023 года, подготовленным отделением надзорной деятельности по Белогорскому району Главного управления МЧС России по Республике Крым, в ходе проверки выявлены нарушения в реализации полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством: не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно - не обеспечено оповещение населения о пожаре.
С данным актом проверки председатель Цветочненского сельского совета - глава администрации Я. ознакомлен 12 апреля 2023 года, о чем свидетельствует его личная подпись.
Копией предписания отделения надзорной деятельности по Белогорскому району Главного управления МЧС России по Республике Крым N об устранении нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного в отношении администрации, подтверждается, что в соответствии с
Законом N 69-ФЗ необходимо устранить нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, путем обеспечения первичных мер пожарной безопасности, а именно: обеспечить оповещение населения о пожаре, срок устранения - 1 июля 2023 года.
Указанное предписание также было получено председателем Цветочненского сельского совета - главой администрации Я. 12 апреля 2023 года.
26 июля 2022 года в адрес администрации было направлено представление прокуратуры Белогорского района Республики Крым об устранении нарушений законодательства в сфере противопожарной безопасности.
Так, правовые основы государственной политики по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации определяются
Законом N 69-ФЗ, Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях: пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила).
В соответствии с
пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно
статье 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
В силу
статьи 1 Закона N 69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со
статьей 21 Закона N 69-ФЗ меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Разрешая заявленные прокурором требования и удовлетворяя их частично, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что наличие вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности безусловно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создавая непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым отметила, что в силу
пункта 9 части 1,
части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в частности, обеспечение связи и оповещения населения о пожаре, отнесена к вопросам местного значения сельского поселения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными выше положениями закона, признает обоснованными выводы судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание для отмены обжалуемого судебного акта.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями
статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями
статей 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белогорского районного суда Республики Крым от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 10 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Цветочненского сельского поселения Белогорского района Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке
статей 318 -
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 августа 2024 года.