Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 по делу N 88-356/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что находился на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ответчиком был снят с учета. Решение ответчика считает незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 по делу N 88-356/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что находился на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Ответчиком был снят с учета. Решение ответчика считает незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Содержание


ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2022 г. по делу N 88-356/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курчевской С.В.,
судей Захаровой С.В., Бибеевой С.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к ФИО1 о восстановлении жилищных прав
(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, N 2-2274/2021)
по кассационной жалобе ФИО4 на решение Чертановского районного суда города Москвы от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В., выслушав объяснения истца ФИО4, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ФИО1 А.С. (в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ), возразившего против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО4 обратилась в суд с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 13 июня 2019 года протокол N 21 о снятии ее с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании ответчика восстановить ее на учете для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ с выслугой в календарном исчислении более 23 лет, уволена 20 мая 2019 года. С 14 августа 2014 года она находилась на учете во ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Комиссией ФСИН России 13 июня 2019 года она была снята с учета на основании пп. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (протокол N 21 от 13 июня 2019 года). Данное решение считает незаконным, поскольку в Чувашской Республике социальное жилье было приобретено не ей, а ее бывшим мужем, как состоявшим в очереди на улучшение жилищных условий с предоставлением субсидии в размере 70% от общей стоимости квартиры. Впоследствии приобретенная квартира была ее мужем продана их детям в общую долевую собственность.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 22 июня 2020 года постановлено: "признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 13.06.2019, протокол N 21 о снятии ФИО4 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ФИО3 восстановить ФИО4 на учете для получения единовременной социальной выплаты".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда 16 ноября 2020 года решение оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04 марта 2021 года решение Чертановского районного суда г. Москвы от 22 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 ноября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Чертановского районного суда города Москвы от 23 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением и апелляционным определением, ФИО4 обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене как незаконных и необоснованных, просит принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Заявитель указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, кассационный суд полагает, что имеются основания для отмены апелляционного определения по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судами по делу установлено, что ФИО4 является пенсионером уголовно-исполнительной системы РФ с выслугой в календарном исчислении более 23-х лет; уволена со службы на основании приказа N 213-лс от 13.05.2019 с должности начальника филиала N 15 ФКУ УИИ УФСИН России по г. Москве в звании подполковника внутренней службы.
С 20.05.2019 ей назначена пенсия за выслугу лет; с 14.08.2014 она находилась на учете во ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была снята с учета на основании пп. "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ), для приобретения или строительства жилого помещения в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Также судами установлено, что ФИО4 состояла в браке с ФИО8, который был прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения мирового судьи судебного участка N <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ; от брака они имеют 2-х детей - ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 была предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение социального жилья в размере 70% от общей стоимости квартиры и он был снят с учета граждан, состоявших на очереди по улучшению жилищных условий, использовавших выделенную субсидию.
На предоставленные денежные средства ФИО8 была приобретена 2-комнатная квартира по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, общей площадью 48,7 кв. м, которая в дальнейшем по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продана ФИО8 своим детям - ФИО9 и ФИО7.
Истец была зарегистрирована в данной квартире 11.05.2001 по 10.07.2012.
Вопросы представления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Правила) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (ч. 3 ст. 4 Федерального закона). В силу ч. 5 ст. 4 указанного закона, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона определяются Правительством Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил).
Согласно п. 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5 правил, комиссия в трехмесячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил).
Подпунктом "г" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанными в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 г. N 416-0).
Статьей 4 Федерального закона и п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369, также установлено, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз.
Отменяя решение Чертановского районного суда г. Москвы от 22 июня 2020 года и апелляционное определение, оставившее его без изменения, кассационный суд в определении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что суды рассмотрели дело без установления юридически значимого обстоятельства, а именно факта получения ФИО8 безвозмездной субсидии с учетом ФИО4, а также судам необходимо было выяснить, с какого времени ФИО8 стоял в очереди на улучшение жилищных условий, количество лиц стоящих совместно с ФИО8 в списке и дату исключения последнего из данного списка. При этом учитывая, что в 2000 году ФИО4 находилась в браке с ФИО8, то судам необходимо было установить, на каких условиях и на какое количество лиц ФИО8 в 2000 года предоставлялась субсидия.
Указания суда вышестоящей инстанции выполнено районным судом частично.
Как установлено судом при повторном рассмотрении дела, на основании заявления ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ главе Цивильской городской администрации, где указано, что он работает в ИЗ-15/2, его семя состоит из 4-х человек: жена - ФИО4, дочь - ФИО7 и сын - ФИО9, проживает с родителями, своего жилья не имеет, он был поставлен на очередь по улучшению жилищных условий.
Постановлением администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 предоставлена безвозмездная субсидия на приобретение социального жилья в размере 70% от общей стоимости квартиры и он был снят с учета граждан, состоявших на очереди по улучшению жилищных условий, использовавших выделенную субсидию постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании установленных фактов судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сделан вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказана сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз, субсидия на приобретение жилья, в том числе с учетом истицы, предоставлялась, в связи с чем оснований для признания незаконным решение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ протокол N о снятии истицы с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании ФИО1 восстановить ее на учете для получения единовременной социальной выплаты, не имеется.
С такими выводами судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может.
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Согласно статьи 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
На основании статьи 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
Применительно к приведенным нормам материального права, судом не указано, на основании чего он пришел к выводу об обеспеченности истца жильем за счет средств федерального бюджета, учитывая, что истец, так же как и ее бывший супруг, состоял на учете для улучшения жилищных условий в Цивильской городской администрации, при этом из выписки из постановления главы администрации N 117 от 01.09.1999 следует, что истец состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в общем списке. Анализ нормативно-правовых актов и доказательств, собранных по делу, позволивший суду прийти к выводу, что ФИО8 получил субсидию за счет средств федерального бюджета, в оспариваемых судебных постановлениях также отсутствует.
Не установлено, что истцу предоставлялась субсидия за счет федерального бюджета в одном из мест прохождения ею государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, и в связи с таким прохождением, о чем ФИО4 должна была бы сообщить жилищной ФИО2 при подаче документов в силу п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369. Вместе с тем, отсутствие такого сообщения явилось основанием для снятия истца с жилищного учета.
Не дана оценка судами доводам ФИО4, что приобретенная ее бывшим супругом квартира не обеспечила членов семьи жилой площадью свыше 15 кв. м, а сама она не была снята Цивильской городской администрацией с жилищного учета, поскольку осталась нуждающейся в улучшении жилищных условий, в собственность объект недвижимости ей не передавался.
Перечисленные обстоятельства являются юридически значимыми для разрешения спора, без их установления выводы судов нельзя признать обоснованными.
Таким образом, процессуальные обязанности по установлению всех юридически значимых обстоятельств судом выполнены не были, в связи с чем принятое решение нельзя признать законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, нарушения, допущенные судом первой инстанции, также не устранил.
Указанные нарушения являются существенными, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя жалобы, что согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие юридическое значение для его разрешения, закон, подлежащий применению, и с учетом этого постановить законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 сентября 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский городской суд.