Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.03.2021 по делу N 88-5068/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью жилым помещением более установленной нормы.
Решение: Удовлетворено.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.03.2021 по делу N 88-5068/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет в связи с обеспеченностью жилым помещением более установленной нормы.
Решение: Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 марта 2021 г. по делу N 88-5068/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Курчевской С.В.,
судей Бибеевой С.Е., Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N 2-715/2020)
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области на решение Октябрьского районного суда города Иваново от 03 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Курчевской С.В., объяснения представителя заявителя жалобы ФИО4, поддержавшей жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области (далее - УФСИН России по Ивановской области), в котором просила признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Ивановской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Ивановской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и в органах уголовно-исполнительной системы Ивановской области (далее - комиссия), единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 11 апреля 2018 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать административного ответчика поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 11 апреля 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что 11 апреля 2018 года истцу отказано в постановке на соответствующий учет по мотиву ее обеспеченности жилым помещением общей площадью на одного человека более 15 кв. м. Однако она вместе с членом своей семьи - дочерью ФИО6 проживают в комнатах общежития по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, иных жилых помещений в собственности или по договору социального найма не имеют, что является основанием для постановки на учет.
Согласно определению от 3 июня 2020 года суд, руководствуясь
ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с учетом мнения сторон перешел к рассмотрению заявленных ФИО1 требований по правилам гражданского судопроизводства.
Протокольным определением от 3 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказания России (далее - ФСИН России).
Решением Октябрьского районного суда города Иваново от 3 июля 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме, решение комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Ивановской области и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и в органах уголовно-исполнительной системы Ивановской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, от 11 апреля 2018 года об отказе в постановке на учет ФИО1 для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения признано незаконным. Суд обязал Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 11 апреля 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 октября 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального права. Также ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Просит принять по делу новое решение об отказе в иске.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя жалобы, проверив по правилам
ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено, что ФИО1 проходит службу в учреждениях УФСИН России по Ивановской области с 1999 года по настоящее время.
12 января 2018 года истец обратилась с рапортом на имя начальника УФСИН России по Ивановской области о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с членом семьи - дочерью ФИО6, <...> года рождения, указав, что она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
К рапорту истцом приложены документы, необходимые для рассмотрения данного вопроса, по представленному ей сотрудниками ответчика списку.
Согласно выписке из протокола N 1 заседания комиссии УФСИН России по Ивановской области от 11 апреля 2018 год в постановке на учет для получения единовременной выплаты ФИО1 отказано в связи с обеспеченностью жилым помещением общей площадью на одного человека более 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ). При рассмотрении вопроса комиссией установлено, что ФИО1 с дочерью с 1999 года постоянно зарегистрированы и проживают в принадлежащем на праве оперативного управления ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" жилом помещении по адресу: <адрес>, площадь которого составляет 33,6 кв. м.
Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 12 января 2018 года отказано в удовлетворении исковых требований Военного прокурора Ивановского гарнизона в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО6 о выселении из общежития, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Вопреки доводам кассатора, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами определены и применены верно, в судебных актах приведены как того требует
ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения
(пункт 1 части 3 статьи 4);
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров
(пункт 2 части 3 статьи 4);
В силу ч. 5 данной статьи единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно
пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил.
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
Оценивая довод ответчика о том, что комиссия при разрешении заявления истца не обязана была определять право сотрудника на постановку на учет по основанию ее проживания в общежитии, суд апелляционной инстанции законно отметил, что по смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке. Представленные истцом документы о проживании в общежитии, равно как и факт постоянной регистрации истца и ее ребенка в общежитии, не могли быть расценены ответчиком как свидетельствующие о пользовании данным жилым помещением по договору социального найма.
Суды при принятии постановлений правильно сочли необоснованными доводы ответчика об ином статусе общежития, о необходимости учитывать площадь занимаемого истцом помещения в общежитии при определении нуждаемости сотрудника в предоставлении ЕСВ.
Доводы кассатора об обратном свидетельствуют о неправильном толковании норм материального права. Установленные фактические обстоятельства подробно приведены в судебных постановлениях и ответчиком не опровергнуты.
Выводы судов доводами кассационной жалобы не опровергаются, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Все доводы кассационной жалобы ответчика повторяют его правовую позицию в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку в силу
ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования обоснованными и отклонили доводы апелляционной жалобы ответчика, исчерпывающе подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с ними соглашается.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в
ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Иваново от 03 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 19 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Ивановской области - без удовлетворения.