Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07.09.2023 N 88-22612/2023 по делу N 2-2892/2022 (УИД 67RS0002-01-2022-003223-94)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07.09.2023 N 88-22612/2023 по делу N 2-2892/2022 (УИД 67RS0002-01-2022-003223-94)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2023 г. N 88-22612/2023
I инстанция - Иванов Д.Н. II инстанция - Коженова Т.В. (докладчик), Филенкова С.В., Иванова М.Ю. | Дело N 2-2892/2022 УИД 67RS0002-01-2022-003223-94 |
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С., Ивановой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к УФСИН России по Смоленской области о признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе Е. на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда 27 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения представителя истца, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика, полагавшего кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
Е. обратился в суд с иском к УФСИН России по Смоленской области о признании незаконным отказа в получении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что с января 2007 года проходил службу в УФСИН России по Смоленской области; на основании приказа от 11 июня 2019 г. N-лс уволен из уголовно - исполнительной системы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В целях реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренного Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, 20 июня 2014 г. истец обратился на имя врио начальника УФСИН России по Смоленской области с рапортом о принятии его на учет на получение указанной выплаты, приложив к заявлению все необходимые документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
22 апреля 2019 г. на заседании комиссии УФСИН России по Смоленской области истцу отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, со ссылкой на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Истец считает данный отказ необоснованным, нарушающим его права, поскольку им были представлены все необходимые документы, предусмотренные
Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 для постановки на соответствующий учет, подтверждающие условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц, а, следовательно, и необеспеченность в жилой площади по месту жительства.
С учетом изложенного, истец просил суд признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Смоленской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать незаконным протокол комиссии, возложить на ответчика обязанность по постановке на учет с составом семьи из 2 человек (он, дочь ФИО15 для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 15 декабря 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 апреля 2023 г., в удовлетворении исковых требований Е. отказано.
В кассационной жалобе Е. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор не согласен с выводами суда о том, что истцом не был представлен полный пакет документов для разрешения вопроса о постановке его на учет. Ссылается на то, что Сафроновским районным судом Смоленской области от 18 ноября 2015 г. об утверждении мирового соглашения при рассмотрении дела об определении места жительства ребенка, в связи с продажей ФИО8 <адрес>, расположенной в <адрес>, установлено, что <данные изъяты> была зарегистрирована в квартире площадью 52,8 кв. м, в которой зарегистрированы 5 человек, принадлежащей на праве собственности бывшему тестю истца - ФИО9, который не является членом семьи Е., в свою очередь, <данные изъяты> также не является членом семьи ФИО9 Данным определением место жительства <данные изъяты> определено с истцом. Ни истец, ни его дочь не имеют в собственности жилья. Служебное жилое помещение, предоставленное матери истца, не могло учитываться при определении нуждаемости истца и его дочери. Кроме того, кассатор ссылается на то, что комиссия не предложила истцу предоставить иные документы, а основанием для отказа в постановке на учет явилось только обеспеченность жилой площадью. Обращает внимание, что в браке с матерью дочери он состоял до 13 ноября 2012 г. Продажа бывшей супругой в 2014 году квартиры не может быть расценена как намеренное ухудшение их жилищных условий.
Согласно
части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился Е., направил в суд своего представителя.
С учетом положений
статьи 165.1 ГК РФ,
статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам
статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела были допущены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Е., проходил службу в уголовно-исполнительной системе, с 25 января 2007 г. в должности младшего инспектора 2 категории отдела охраны ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области (приказ N N-л/с от 25 января 2007 г.).
11 июня 2019 г. истец уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "4"
части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии); выслуга лет по состоянию на 11 июня 2019 г. в календарном исчислении составила 14 лет 8 месяцев 18 дней, в льготном исчислении - 21 год 00 месяцев 8 дней (приказ от 11 июня 2019 г. N-л/с).
С 3 февраля 2001 г. по настоящее время Е. зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 77 кв. м, по адресу: <адрес>, предоставленном на основании договора найма служебного помещения в домах ТОО АП им. Урицкого от 2 января 2003 г. матери заявителя ФИО10
За период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Смоленской области субсидии на приобретение и строительство жилого помещения не получал, что подтверждается справкой УФСИН России по Смоленской области от 20 марта 2019 г.
27 марта 2019 г. Е. подан рапорт на имя врио начальника УФСИН России по Смоленской области о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 369 и Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с составом семьи - он и дочь ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ рождения, одновременно с которым, согласно пояснений истца, им были представлены все необходимые документы, предусмотренные
Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N для постановки на соответствующий учет, подтверждающие условия и основания, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц.
22 апреля 2019 г. комиссия УФСИН России по Смоленской области, рассмотрев представленные истцом документы, на соответствующем заседании приняла решение (протокол N от 22 апреля 2019 г.) об отказе Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, ввиду обеспеченности жилой площадью более 15 квадратных метров на каждого члена семьи заявителя.
Возражая относительно заявленных требований, ответчик ссылался на то, что указанное в выписке из протокола заседания комиссии основание отказа - обеспеченность жилой площадью каждого члена семьи заявителя, не является единственным основанием в отказе по постановке на соответствующий учет, поскольку из представленных Е. выписок из лицевых счетов от 21 марта 2019 г. N и N, следует, что до ДД.ММ.ГГГГ дочь Е. была зарегистрирована совместно с матерью по адресу: <адрес>. Какой-либо информации о данной квартире, ее собственниках, нанимателях по договору социального найма в комиссию не представлено. Ввиду вышеуказанных обстоятельств, у комиссии отсутствовала возможность проверки факта не совершения Е. и членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий; истец обязан был предоставить в комиссию документы, подтверждающие наличие или отсутствие в его собственности и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, как на момент подачи заявления о постановке на учет, так и в течение пяти лет, предшествующих подаче этого заявления.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что реализация права Е. на получение единовременной социальной выплаты поставлена законодательством в зависимость от его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-Ф3; на истце, как на лице, претендующем на социальную выплату, лежала обязанность по предоставлению обязательных документов, предусмотренных
пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N. Приняв во внимание, что Е. не представлены какие-либо сведения по жилому помещению - квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где в период с 7 мая 2010 г. по 2014 год была зарегистрирована <данные изъяты> дочь заявителя ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд первой инстанции пришел к выводу, что у комиссии УФСИН России по <адрес> отсутствовала возможность однозначно установить наличие у Е. оснований, предусмотренных
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить не совершение им или членами ее семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, также сославшись на то, что истец при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты обязан был предоставить в комиссию документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений, как на момент подачи заявления о постановке на учет, так и в течение пяти лет, предшествовавших подаче этого заявления. Из представленных Е. выписок из лицевых счетов от 21 марта 2019 г. N и N, следует, что до 8 июля 2014 г. дочь ФИО16. была зарегистрирована совместно с матерью по адресу: <адрес>, однако, какой-либо информации о данной квартире, ее собственниках, нанимателях по договору социального найма в комиссию не представлено. Ввиду того, что соответствующих сведений истцом не представлено, суд апелляционной инстанции указал, что у комиссии отсутствовала возможность однозначно установить наличие у Е. оснований, предусмотренных
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами ее семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Отклоняя доводы истца о том, что ответчиком ненадлежащим образом была исполнена обязанность по проверке представленных истцом документов, суд апелляционной инстанции указал, что перечень необходимых для постановки на учет документов изложен предельно ясно, истец с требованием о разъяснении положений
Правил, а также помощи в сборе необходимых документов, к УФСИН России по Смоленской области не обращался.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций в силу следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
пунктах 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); <данные изъяты> детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт Правил также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, где к заявлению прилагаются документы, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Исходя из положений
части 8 статьи 4 указанного Закона и пункта 12 названных Правил, обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не совершение им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Как следует из выписки из протокола N от 22 апреля 2019 г. причиной отказа Е. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты явилась обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью более 15 кв. м. При этом из протокола следует, что Е. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован в жилом помещении в <адрес>, <адрес>, принадлежащем по договору найма служебного помещения в домах ТОО АП им. Урицкого, матери заявителя ФИО12 По данному адресу представлена, в том числе справка о том, что дочь истца - ФИО11 не зарегистрирована по этому адресу, но проживает там с рождения с ДД.ММ.ГГГГ Общая площадь жилого помещения 77 кв. м, на каждого члена семьи приходится 19,25 кв. м.
Иных причин отказа в постановке на учет комиссией не указано.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил признать незаконным решение комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Е. и ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанность устранить допущенное нарушение, в связи с чем, предметом спора являлась обоснованность отказа ответчика в постановке на учет.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению, с учетом заявленных требований Е., возражений ответчика и подлежащих применению норм материального права, являлись обстоятельства того, являлись ли причины отказа в постановке на учет, изложенные в оспариваемом решении, правомерными, имелась ли недобросовестность в действиях заявителя и приобрел ли истец и его дочь в результате каких-либо совершенных действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, требований процессуального закона, суд вместо установления указанных юридически значимых обстоятельств для разрешения спора, сослался лишь на то, что истцом не были представлены в комиссию какие-либо сведения по жилому помещению - квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где в период с ДД.ММ.ГГГГ по 2014 год была зарегистрирована <данные изъяты> дочь заявителя ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем, у комиссии УФСИН России по Смоленской области отсутствовала возможность однозначно установить наличие у Е. оснований, предусмотренных
статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить не совершение им или членами ее семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Выйдя за пределы основания отказа истцу в постановке на учет, указанного в решении ответчика, суд не проверил обоснованность приведенного основания, тем самым по существу требование истца не разрешил, правовой оценки решению об отказе в постановке на учет, в котором в качестве основания для отказа указано на обеспеченность жилой площадью, суд не дал.
Ссылаясь на то, что истцом в комиссию не представлены все необходимые документы, суд не учел, что в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, в соответствии с в перечнем документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, к заявлению должны быть приложены, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Е. предоставлена в комиссию выписка из лицевого счета ООО "УК "Сервис-Плюс" по адресу <адрес>, нанимателем (владельцем) которой указана ФИО13, бывшая супруга истца. Из данной выписки усматривается, что площадь квартиры составляет 55,9 кв. м, количество зарегистрированных лиц - 2, указаны периоды регистрации в жилом помещении.
Полагая, что предоставленных сведений недостаточно, комиссия, в то же время, не предложила истцу представить недостающие документы, в том числе, принимая во внимание, что единственным основанием для отказа в постановке на учет, являлось обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью в служебном жилом помещении.
Указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судом не исследовались и какой-либо оценки не получили.
Кроме того, с учетом предмета спора, суд должен был также установить на момент вынесения оспариваемого решения обстоятельства, позволяющие считать семью истца имеющей основания состоять на учете нуждающихся в жилье с целью предоставления ЕСВ.
Ответчиком не представлено доказательств тому, что на момент принятия решения 22 апреля 2019 г. комиссией УФСИН России по Смоленской области были установлены сведения, не соответствующие данным, указанным в заявлении (рапорте) и представленных документах в целях принятия истца на учет для получения единовременной выплаты, либо указывающих на умышленное искажение истцом каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, равно как доказательств, объективно свидетельствующих о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия с намерением приобретения права быть поставленным на такой учет. Судом таких доказательств не добыто.
В силу
части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с
частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия находит выводы судов первой и апелляционной инстанции об обоснованности вынесенного в отношении истца решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты преждевременными, они сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу, в связи с чем, судебная коллегия находит необходимым отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и требованиями процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 15 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 27 апреля 2023 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ленинский районный суд г. Смоленска