Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2020 по делу N 88-24763/2020
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании незаконными заключения служебной проверки, решения комиссии по социальным выплатам об отказе в выплате единовременного пособия, о взыскании единовременного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на наличие причинно-следственной связи получения травмы с выполнением служебных обязанностей.
Решение: Удовлетворено.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.12.2020 по делу N 88-24763/2020
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: О признании незаконными заключения служебной проверки, решения комиссии по социальным выплатам об отказе в выплате единовременного пособия, о взыскании единовременного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на наличие причинно-следственной связи получения травмы с выполнением служебных обязанностей.
Решение: Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2020 г. по делу N 88-24763/2020
N 2-29/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Блошенко М.В.,
судей Лысовой Е.В. и Никулинской Н.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.И. к Главному управлению МЧС России по Ивановской области о признании незаконными заключения служебной проверки от 14 августа 2019 года, решения комиссии по социальным выплатам ГУ МЧС России от 30 сентября 2019 года об отказе в выплате единовременного пособия, о взыскании единовременного пособия
по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Ивановской области в лице представителя по доверенности К.М. на решение Ленинского районного суда г. Иваново от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 2 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Лысовой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хатовой В.Э., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.И. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Ивановской области, просил признать незаконным заключение служебной проверки от 14 августа 2019 года, отменить его; признать незаконным решение комиссии по социальным выплатам ГУ МЧС России от 30 сентября 2019 года об отказе в выплате единовременного пособия, отменить его; взыскать с ГУ МЧС России по Ивановской области в пользу истца единовременное пособие в размере 2000000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от 18 февраля 2020 года исковые требования К.И. удовлетворены.
Признаны незаконными заключение о результатах служебной проверки по факту проверки обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденной начальником Главного управления МЧС России по Ивановской области полковником внутренней службы К.А. 14 августа 2019 года, решение комиссии Главного управления МЧС России по Ивановской области по социальным выплатам, оформленное протоколом от 30 сентября 2019 года, об отказе К.И. в выплате единовременного пособия.
С Главного Управления МЧС России по Ивановской области в пользу К.И. взыскана сумма единовременного пособия, установленного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 2000000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 2 июля 2020 года данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Ивановской области в лице представителя по доверенности К.М. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений как вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.
К.И. принесены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Главного управления МЧС России по Ивановской области по доверенности К.М. доводы кассационной жалобы поддержал.
По заключению прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хатовой В.Э. оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений не имеется.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, информация о месте и времени слушания дела размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
На основании
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам
ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, К.И. проходил службу в ГПС МЧС России с 9 ноября 2012 года по 31 мая 2019 года.
Согласно контракту о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы К.И. с 1 декабря 2017 года проходил службу в должности старшего водителя пожарно-спасательной части N 4 по охране Фрунзенского района г. Иваново федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Ивановской области".
1 февраля 2019 года К.И. выдано направление на медицинское освидетельствование в военно-врачебную комиссию ФГБУ Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова.
Согласно свидетельству о болезни N 12/21, заключению военно-врачебной комиссии N 12/21 от 5 марта 2019 года в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, К.И. установлена категория годности к военной службе Д - не годен к службе в ФПС ГПС МЧС России с указанием о необходимости освобождения от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава МЧС России.
Приказом N 48-нс от 31 мая 2019 года ВрИО начальника отряда подполковника внутренней службы контракт с К.И. расторгнут, он уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по
п. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе) с должности старшего водителя пожарно-спасательной части N 4 по охране Фрунзенского района г. Иваново федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Ивановской области" 31 мая 2019 года.
Согласно указанному приказу выслуга лет по состоянию на 31 мая 2019 года составляет: в календарном исчислении -17 лет 10 месяцев 00 дней, в льготном исчислении - 21 год 09 месяцев 23 дня, выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет - 17 лет.
31 мая 2019 года К.И. на имя начальника ГУ МЧС России по Ивановской области подан рапорт о выплате ему единовременного пособия на основании Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в связи с увольнением со службы по
п. 1 ч. 3 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом N 246 от 18 июня 2019 года начальника Главного управления МЧС России по Ивановской области утвержден состав комиссии Главного управления МЧС России по Ивановской области для проведения служебной проверки по фактам, послужившим для написания К.И. указанного рапорта.
В соответствии с заключением о результатах служебной проверки по факту проверки обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, утвержденной начальником Главного управления МЧС России по Ивановской области полковником внутренней службы К.А. 14 августа 2019 года, травма К.И. получена в 1996 году во время прохождения службы в ОВД РФ при исполнении служебных обязанностей по должности младшего инспектора группы надзора Учреждения ОК-3/5 в нарушение п. 3.14 приказа МВД России от 17 июня 1993 года N 290 дсп "Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительно-трудовых колониях, и Общих требований к оборудованию исправительно-трудовых колоний", обязывающего сотрудника при сопровождении транспортного средства следовать за задним бортом транспортного средства (данный факт подтверждается заключением служебной проверки по факту получения травмы К.И. от 26 июня 1996 года, актом N 8 от 28 июня 1996 года об обстоятельствах полученной травмы, утвержденными начальником Учреждения ОК-3/5); травма К.И. наступила при обстоятельствах, не указанных в п. 1 Правил, а именно: травма получена не в период прохождения К.И. службы в подразделениях МЧС России, не при исполнении должностных обязанностей, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами МЧС России, в течение установленного распорядком дня служебного времени, и не при выполнении приказов и распоряжений руководителя учреждения. Причинно-следственная связь случившегося с выполнением служебных обязанностей в ФПС ГПС документами, собранными в ходе служебной проверки, не нашла подтверждения. Военной травмы во время службы в ФПС ГПС К.И. не получал.
Согласно решению комиссии по социальным выплатам, оформленному протоколом заседания комиссии по социальным выплатам от 30 сентября 2019 года, К.И. отказано в производстве единовременного пособия в случае повреждения здоровья по
пп. "д" п. 15 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280, в связи с тем, что проверкой установлено, что повреждение здоровья сотрудника наступило при обстоятельствах, не установленных
п. 1 Правил.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей",
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565,
приказом МЧС России от 30 августа 2018 года N 356 "О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования по результатам независимой военно-врачебной экспертизы и формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий в системе МЧС России", и оценив по правилам
ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований К.И. При этом суд исходил из того, что заболевание К.И. относится к категории "военная травма", получено в период прохождения службы в МЧС, проведенная ответчиком служебная проверка, решение комиссии об отказе в выплате единовременного пособия не отражают существенных обстоятельств дела, являются незаконными.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда и их правовым обоснованием.
Оставляя решение суда без изменения и отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия указала на то, что представленными доказательствами подтверждено, что выявленные у истца К.И. заболевания получены в период военной службы и отнесены к военной травме; указанные заболевания на момент поступления в противопожарную службу у истца отсутствовали, он был признан годным к прохождению службы; эти заболевания выявились в период службы в МЧС, ранее наблюдались незначительные последствия травмы. При таких обстоятельствах, истец имеет право на получение единовременного пособия, установленного
частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными. Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела судами применены правильно, а выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы, как усматривается из ее содержания, повторяют правовую позицию стороны ответчика в нижестоящих судах, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием, основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела, выражают несогласие с произведенной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами дела, что не может повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу
ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен. Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования обоснованными и отклонили возражения ответчика, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы кассационной жалобы не содержат.
В настоящем деле нарушений либо неправильного норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных в
ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами при рассмотрении дела не допущено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Ивановской области в лице представителя по доверенности К.М. - без удовлетворения.