Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2021 по делу N 88-19513/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании единовременного пособия; 2) Об изменении основания увольнения.
Обстоятельства: Истица-1 считает, что имеет право на получение единовременного пособия, обратилась с заявлением по месту службы ее умершего супруга, но в выплате единовременного пособия было отказано, так как супруг был уволен по достижении предельного возраста, а не по болезни.
Решение: 1) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2021 по делу N 88-19513/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании единовременного пособия; 2) Об изменении основания увольнения.
Обстоятельства: Истица-1 считает, что имеет право на получение единовременного пособия, обратилась с заявлением по месту службы ее умершего супруга, но в выплате единовременного пособия было отказано, так как супруг был уволен по достижении предельного возраста, а не по болезни.
Решение: 1) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение; 2) Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2021 г. по делу N 88-19513/2021
I инстанция - Бугынин Г.Г.
II инстанция - Семченко А.В., Рачина К.А.,
Заскалько О.В. (докладчик)
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: дело имеет N 2-235/2019, а не N 2-182/2021. | |
2-182/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей Шамрай М.С., Анненковой К.К.
с участием прокурора Звягинцевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.М., М.В. к ГУ МЧС России по г. Москве, ФКУЗ "МСЧ МВД России по городу Москве" об изменении основания увольнения, взыскании единовременного пособия
по кассационной жалобе М.М., М.В. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 29 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., выслушав объяснения истцов, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего кассационную жалобу подлежащую удовлетворению, судебная коллегия
установила:
М.М. и М.В. обратились в суд с иском к ГУ МЧС России по г. Москве, ФКУЗ "МСЧ МВД России по городу Москве" об изменении основания увольнения, взыскании единовременного пособия, указав в обоснование заявленных требований, что супруг истца М.М. и отец истца М.В. - М.А. до февраля 2016 года проходил службу в МЧС России, занимая должность начальника отделения по профилактике пожаров 2-го отряда ФПС по г. Москве.
Приказом ГУ МЧС России по г. Москве от 19 февраля 2016 г. М.А. был уволен со службы 29 февраля 2016 г. по
п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста).
14 августа 2016 г. М.А. умер.
Полагая, что имеют право на получение единовременного пособия, предусмотренного Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", М.М. и М.В. обратились с соответствующим заявлением по месту службы М.А., однако в выплате указанного единовременного пособия им было отказано со ссылкой на то, что М.А. уволен по достижении предельного возраста, а не по болезни.
Полагая отказ в выплате единовременного пособия незаконным, истцы просили суд обязать ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" освидетельствовать заочно (по документам) М.А. для определения категории годности к военной службе на момент увольнения, обязать ГУ МЧС России по г. Москве изменить основание увольнения М.А. на увольнение по болезни, произвести выплату единовременного пособия.
Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 29 марта 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 сентября 2019 г., в удовлетворении исковых требований М.М. и М.В. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда от 09 июня 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 сентября 2019 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 марта 2021 г. решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 29 марта 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истцов ставится вопрос об отмене судебных постановлений, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. При этом кассаторы ссылаются на наличие оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в связи с наличием заключения ВВК о категории годности к службе в органах внутренних дел от 30 ноября 2020 г. N 8981.
Согласно
ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ГУ МЧС России по г. Москве, извещен о времени и месте судебного разбирательства при отложении дела в судебном заседании 19 августа 2021 г.
Также в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился ответчик ФКУЗ "МСЧ МВД России по городу Москве", направленное в его адрес судебное извещение возвращено с пометкой "истек срок хранения".
С учетом положений 165.1 ГК РФ,
ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе с учетом того, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно
ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам
ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что М.А., <...> года рождения, с 01 октября 1983 г. проходил службу в Государственной противопожарной службе.
Приказом начальника ГУ МЧС России по г. Москве от 19 февраля 2016 г. N 47-НС М.А. с 29 февраля 2016 г. был уволен с должности начальника отделения профилактики пожаров ФГКУ "2-й отряд ФПС по г. Москве" в звании подполковника внутренней службы по основаниям п. "б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения), при этом в соответствии с рапортом об увольнении М.А. от прохождения военно-врачебной комиссии отказался.
14 августа 2016 г. М.А. умер.
Как следует из справки о смерти N 1387 от 04 октября 2016 г., составленной по заключению эксперта N 907 от 15 августа 2016 г. ГБУЗ Московской области "Бюро СМЭ" причиной смерти явилась сердечно-сосудистая недостаточность, гипертоническая болезнь сердца с сердечной недостаточностью.
В соответствии с заключением по результатам служебной проверки по факту выяснения обстоятельств смерти М.А. от 27 октября 2016 г., проведенной ФГКУ "2-й отряд ФПС по г. Москве", смерть считается наступившей до истечения одного года после увольнения со службы, на основании чего материалы проверки направлены на ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" с целью получения заключения о причинной связи заболевания М.А., приведшего к смерти, с заболеванием, полученным в период прохождения службы.
На основании протокола N 223 от 28 ноября 2016 г. заседания ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" составлено заключение N 11171 от 28 ноября 2016 г. о заболевании М.А., приведшего к смерти 14 августа 2016 г. как "заболевания, полученного в период военной службы".
М.М., <...> года рождения (супруга), и М.В., <...> года рождения, (дочь) с 01 сентября 2015 г. обучающаяся по очной форме обучения в ГБОУ ВО МПГУ, 13 февраля 2017 г. обратились в ФГКУ "2-й отряд ФПС по г. Москве" с заявлением о выплате единовременного пособия в связи с его смертью.
Решением комиссии ГУ МЧС России по г. Москве об обеспечении личного состава социальными выплатами от 08 ноября 2017 г. N 6 в выплате единовременного пособия отказано на основании
п. 3 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных приказом МЧС России от 23 апреля 2013 г. N 280, в связи отсутствием факта прекращения службы М.А. в ФПС ГПС вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС.
На обращение ФГКУ "2-й отряд ФПС по г. Москве" по вопросу дачи заключения о годности М.А. к военной службе на момент увольнения, ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" сообщила о невозможности проведения такого освидетельствования, поскольку в соответствии с
п. 346.2 приказа МВД России от 14 июля 2010 г. N 523 причинная связь заболеваний определяется гражданам, проходившим службу и уволенным со службы.
Разрешая спор и постановляя решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязательным условием выплаты единовременного пособия, на которое претендуют истцы, является увольнение со службы по состоянию здоровья (по болезни или ограниченному состоянию здоровья), исключающему возможность дальнейшего прохождения службы. Поскольку М.А. уволен по иному основанию - достижению предельного возраста, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцам спорного пособия.
Суд апелляционной инстанции, с учетом указаний, содержащихся в определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09 июня 2020 г. в целях проверки доводов апелляционной жалобы истцов определением от 24 сентября 2020 г. назначил Военно-врачебную экспертизу, проведение которой поручил ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве".
Согласно заключению Военно-врачебной комиссии ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по г. Москве от 30 ноября 2020 г. N 8981, подполковник внутренней службы (в отставке) М.А., <...> года рождения, бывший начальник отделения профилактики пожаров ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" по диагнозу: Гипертоническая болезнь II стадии, артериальная гипертензия 2 степени, риск сердечно-сосудистых осложнений 2. Варикозное расширение вен нижних конечностей без явлений хронической венозной недостаточности. Хронический калькулезный холецистит с редкими обострениями. Хронический простатит с редкими обострениями" - Заболевание получено в период военной службы, на основании ст. 436, 45г, 59в, 73г гр. III Расписания болезней (приложение 1 к инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 года N 523) - "В" ограниченно годен к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Степень ограничений 4. Не годен к службе в должности начальника отделения профилактики пожаров ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве", группа предназначения 3. Мог быть использован на должностях по 4 группе предназначения, на момент увольнения 29 февраля 2016 г.
Приняв во внимание проведенное исследование, суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда об отсутствии у истцов права на получение единовременной компенсации, поскольку полученное в период прохождения службы заболевание, приведшее к смерти сотрудника М.А., не исключало возможность дальнейшего прохождения им службы по состоянию на дату его увольнения.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным
законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют
Конституция РФ, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (
статьи 1 и
2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
В
статье 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ предусмотрены основания увольнения со службы в таможенных органах.
В силу
пп. 9 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах.
В соответствии с
пп. 2 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по достижении предельного возраста, установленного
статьей 49 настоящего Федерального закона.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе выплата единовременного пособия.
Согласно
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.
Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного
ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, считаются: 1) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); 2) родители погибшего (умершего); несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (
ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 10 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в
ч. 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом руководителя ФТС России от 06 августа 2013 г. N 1452 в соответствии с
ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и в целях обеспечения социальных гарантий сотрудникам таможенных органов Российской Федерации утверждены
Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с
пп. 2 п. 2 названных правил членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в таможенных органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах.
В
пункте 3 Правил приведен перечень лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного
ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, аналогичный установленному в
ч. 3 ст. 12 этого же федерального закона.
В силу
п. 9 Правил члены семьи и иждивенцы для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подают письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник замещал последнюю должность.
Решение о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации, сумм возмещения имущественного ущерба принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего (п. 10 Правил в редакции приказа ФТС России от 26 июля 2016 г. N 1454, действовавшей на момент принятия решения об отказе в выплате М. единовременного пособия).
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что письмо таможенного органа с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения имущественного ущерба и документами, указанными в
пунктах 18 -
21 и
23 этих правил, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.
Перечень документов, которые необходимо представить членам семьи гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в таможенных органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, содержится в
пункте 19 Правил.
К таким документам, в частности, относятся: заявление о выплате единовременного пособия от каждого члена семьи умершего гражданина Российской Федерации и его иждивенца, при этом несовершеннолетние дети включаются в заявление супруги(а); копия акта служебного расследования; копии соответствующих приговоров, решений, определений и постановлений судов, следственных органов и органов предварительного расследования; копия приказа об увольнении из таможенных органов: по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности сотрудника к службе в таможенных органах или по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности сотрудника к службе в таможенных органах; копия заключения военно-врачебной комиссии, на основании которого принято решение об увольнении сотрудника, о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья либо заболевания, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах и приведших к смерти гражданина, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы"; справка кадрового подразделения о составе семьи умершего гражданина Российской Федерации с указанием степени их родства и иждивенцев; копия свидетельства о смерти гражданина Российской Федерации; копия свидетельства о рождении умершего гражданина Российской Федерации; копия свидетельства о браке (подпункты "а" - "и" пункта 19 Правил в редакции приказа ФТС России от 23 июня 2015 г. N 1228, действовавшей на момент обращения истцов с заявлением о выплате единовременного пособия).
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией заключения о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий) и заболеваний с прохождением военной службы, приведены в
п. 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. N 565).
По смыслу
подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности сотрудников к службе, приравненной к военной службе (
п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Заключение о годности к службе гражданина, поступающего на приравненную службу, выносится по категориям, определяемым соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена приравненная служба (
п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Приказом ФТС России от 30 декабря 2013 г. N 2460 утверждены
Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации.
В
пункте 2 названных требований предусмотрены следующие категории годности к службе в таможенных органах: "А - годен к службе в таможенных органах"; "Б - годен к службе в таможенных органах с незначительными ограничениями"; "В - ограниченно годен к службе в таможенных органах"; "Г - временно не годен к службе в таможенных органах"; "Д - не годен к службе в таможенных органах".
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи бывшего сотрудника, в частности таможенных органов, умершего в течение одного года после увольнения со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы, в виде выплаты единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях (
п. 2 ч. 2 ст. 12 названного Закона).
Обязательными условиями для приобретения членами семьи бывшего сотрудника таможенных органов права на выплату единовременного пособия в таком случае являются: 1) наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов в течение одного года после увольнения со службы; 2) наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, или вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы; 3) повлекшие смерть бывшего сотрудника таможенных органов увечье или иное повреждение здоровья, полученные в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевание, полученное в период прохождения службы, исключали возможность дальнейшего прохождения этим сотрудником службы в таможенных органах.
Невозможность дальнейшего прохождения сотрудником по состоянию здоровья службы в таможенных органах определяется военно-врачебной экспертизой путем установления такому сотруднику категории годности к службе в таможенных органах "Д - не годен к службе в таможенных органах".
Таким образом, право на получение членами семьи бывшего сотрудника таможенных органов единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника в течение одного года после увольнения со службы как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы, если эти увечье и заболевание исключали для названного сотрудника возможность дальнейшего прохождения службы.
Наступление смерти бывшего сотрудника таможенных органов в течение одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы и исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах, является самостоятельным основанием для получения членами семьи такого сотрудника единовременного пособия и в отличие от случая наступления смерти бывшего сотрудника таможенных органов вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, не требует установления причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы в таможенных органах, с выполнением им служебных обязанностей.
Как ранее было указано, заключением военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания в формулировке "заболевание получено в период военной службы", установлена категория годности М.А. к службе в таможенных органах: "В" ограниченно годен к службе, степень ограничений 4, не годен к службе в должности начальника отделения профилактики пожаров ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве", группа предназначения 3.
Таким образом, М.А. мог быть использован на должностях по 4 группе предназначения, на момент увольнения 29 февраля 2016 г.
Учитывая, что в силу приведенного выше правового регулирования право сотрудника таможенных органов при его увольнении со службы по состоянию здоровья на получение единовременного пособия на основании
ч. 5 ст. 43 Федерального закона "О полиции" возникает при невозможности для такого сотрудника в дальнейшем продолжить службу в органах внутренних дел, за исключением случаев, когда увольнению предшествовал отказ сотрудника от перевода на другую должность в таможенных органах, подходящую ему по состоянию здоровья, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в иске без исследования вопроса о наличии оснований для изменения формулировки увольнения М.А. с учетом выводов Военно-врачебной комиссии ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по г. Москве от 30 ноября 2020 N 8981 об ограниченной годности к службе по занимаемой им на момент увольнения должности, а также вопроса о том, имел ли М.А. реальную возможность на момент увольнения продолжить службу в таможенных органах на должностях, подходящих ему по состоянию здоровья, отнесенных к 4 группе предназначения, являются формальными и преждевременными.
В
абзаце четвертом пункта 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2017 г. N 3-П определено, что в случае признания сотрудника органов внутренних дел негодным к службе (категория "Д") контракт с ним подлежит безусловному расторжению, а сотрудник - увольнению, то есть продолжение службы на каких бы то ни было должностях для него невозможно. Поэтому при увольнении по
пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ему выплачивается единовременное пособие, предусмотренное
частью 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции". Сотрудники, признанные ограниченно годными к службе (категория "В") и годными к службе с незначительными ограничениями (категория "Б"), увольняются только при отсутствии возможности перемещения по службе, то есть перевода на другие должности в органах внутренних дел, подходящие им по состоянию здоровья, или при отказе от такого перевода. Соответственно, в случае перемещения по службе они не приобретают право на получение указанного единовременного пособия, поскольку закон связывает его выплату с невозможностью дальнейшего прохождения службы.
Из
пункта 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 3-П следует, что если перемещение по службе (перевод на другую должность) сотрудника органов внутренних дел, в том числе сотрудника полиции, признанного ограниченно годным к службе (категория "В") или годным к службе с незначительными ограничениями (категория "Б"), оказывается невозможным, он подлежит увольнению в соответствии с
пунктом 8 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которое должно быть произведено с соблюдением установленного законом порядка и гарантий принадлежащих сотрудникам органов внутренних дел прав (
абзац первый пункта 4.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
Указанная правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, судами не учтена.
В результате неправильного применения норм материального права к спорным отношениям суды первой и апелляционной инстанций в нарушение
ч. 2 ст. 56 и
ч. 1 ст. 196 ГПК РФ не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора о признании за истцами права на получение единовременного пособия, предусмотренного
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов.
Между тем, как указывали истцы в ходе производства по настоящему делу в судах первой и апелляционной инстанций, смерть супруга и отца М.А. наступила в течение одного года после его увольнения со службы в таможенных органах (уволен 19 февраля 2016 г., умер 14 августа 2016 г.), причиной смерти явилось заболевание, полученное в период прохождения им службы в таможенных органах (Гипертоническая болезнь II стадии, артериальная гипертензия 2 степени, риск сердечно-сосудистых осложнений, выявленное в период прохождения службы), и эти заболевания исключали для М.А. возможность дальнейшего прохождения службы в таможенных органах (в том числе по причине достижения им предельного возраста и отказа руководства ГУ МЧС по г. Москве в повторном продлении контракта на какой-либо должности, вследствие чего М.А. был уволен со службы в таможенных органах по достижении предельного возраста), то есть имелись все необходимые условия для возникновения у истцов как членов семьи умершего бывшего сотрудника таможенных органов права на выплату единовременного пособия, предусмотренного
п. 2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Однако приведенные доводы истцов не стали предметом исследования судебных инстанций с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, соответствующей оценки в обжалуемых судебных постановлениях не получили.
Допущенные нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (
ст. 6.1 ГПК РФ) находит апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 марта 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Московский городской суд.