Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2023 N 88-7686/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении на учете; 2) О признании незаконным отказа во включении в список участников программы, об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат.
Обстоятельства: Право истца на получение спорной меры государственной поддержки подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2023 N 88-7686/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, восстановлении на учете; 2) О признании незаконным отказа во включении в список участников программы, об обязании включить в список, предоставить государственный жилищный сертификат.
Обстоятельства: Право истца на получение спорной меры государственной поддержки подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 апреля 2023 года
I инстанция - ФИО2 УИД 03RS0N-07
II инстанция - ФИО3, ФИО4, ФИО5 (докладчик)
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО11,
судей ФИО6, ФИО7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" о признании незаконным решения комиссии и признании права на получение социальной выплаты, обязании предоставить государственный жилищный сертификат (номер гражданского дела, присвоенный судом первой инстанции 2-88/2022)
по кассационной жалобе ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" на решение Никулинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО11, объяснения представителя ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" по доверенности ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
установила:
ФИО12 обратился в суд с иском к ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России", МЧС России о признании незаконным и отмене решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, передаваемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в принятии участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", обязании комиссии ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" по вопросам жилищного обеспечения специальных подразделения ФПС МЧС России восстановить истца с семьей в списке (очереди) нуждающихся в жилых помещениях, передаваемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ и в списке участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан при обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", признании права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предусмотренного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", обязании предоставить истцу государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека.
В обоснование иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России. Последнее место службы - ГУ "Специальное управление ФПС N" <адрес> Республики Башкортостан. Приказом N л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен по ст. 58 п "б" (по достижении предельного возраста). Общая продолжительность службы составляет 30 лет 1 месяц 11 дней. Истец имеет состав семьи 4 человека, в том числе, супруга ФИО9, сыновья Даниил и Павел, которые вместе с истцом зарегистрированы и проживают по адресу: Башкортостан, <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения. Решением Жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь составом семьи 4 человека с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище". Право истца состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также право на получение сертификата установлено и признано решением Нижегородского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, право истца признано решением жилищной комиссии ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с целью перерегистрации истец направил в комиссию заявление с приложением всех необходимых документов. Однако решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истец с членами семьи снят с учета с ДД.ММ.ГГГГ и ему отказано в признании участником ведомственной целевой программы. Полагает решение незаконным.
Решением Никулинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и отменено решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, передаваемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в признании участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и Коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
На Комиссию ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" по вопросам жилищного обеспечения специальных подразделений ФПС МЧС России возложена обязанность восстановить истца с семьей в списке (очереди) нуждающихся в жилых помещениях, передаваемых по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ и в списке участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммуна услугами граждан Российской Федерации".
За истцом и членами его семьи признано право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предусмотренной Постановлением Правительства 21.03.2006 г. N "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" возложена обязанность предоставить истцу государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" по доверенности ФИО10 доводы кассационной жалобы поддержала. Пояснила, что решение суда в части восстановления истца в очереди нуждающихся в жилых помещениях исполнено. Поддержала доводы кассационной жалобы о том, что в 2023 году истец не обращался с заявлением о признании участником подпрограммы, ответственным исполнителем подпрограммы является Минстрой России.
ФИО12 в судебное заседание не явился, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции (и с ним согласилась апелляционная инстанция), руководствуясь положениями ст. ст. 52, 55, 53, 56 Жилищного кодекса РФ положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, установив, что право истца состоять в очереди подтверждено вступившим в законную силу судебным постановлением, в дальнейшем, право истца состоять в очереди признавалось соответствующими решениями жилищной комиссии, ответчику было известно о составе имущества истца и членов его семьи, с момента отчуждения имущества прошло более 5 лет, пришел к выводу о наличии оснований для восстановления истца в очереди и признании за ним права на получение выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не имеется.
Согласно ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Установив, что решением суда, вступившим в законную силу, было признано незаконным решение об исключении из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями ряда граждан, в том числе, ФИО1, признано право на получение государственных жилищных сертификатов, на ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" возложена обязанность выдать государственный жилищный сертификат ФИО12 составом семьи 4 человека, т.е. вопрос о праве состоять на учете нуждающихся по состоянию на дату принятия решения (ДД.ММ.ГГГГ) разрешен, после указанной даты жилищные условия истца и членов его семьи не изменились, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности принятого решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что исполнителем подпрограммы является Минстрой России, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемым решением на ответчиков возложена обязанность не выпустить сертификат, а его выдать, что соответствует пункту 18 Правил.
Согласно пп. а п. 18 Правил выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц процессных мероприятий: гражданам, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральный орган), в котором указанные граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы кассационной жалобы о том, что в 2023 году истец не обращался с заявлением о выдаче сертификата, также подлежат отклонению, поскольку соответствующая обязанность возложена на ответчиков судебными постановлениями, вступившими в законную силу до 2023 года.
Кроме того, с учетом именного характера государственного жилищного сертификата оснований полагать указанное обстоятельство поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не имеется.
Доводы кассационной жалобы, фактически, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Несоответствия выводов суда, содержащихся в обжалуемых постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушения либо неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судами не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Никулинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Специальное управление ФПС N МЧС России" - без удовлетворения.