Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2024 по делу N 88-11398/2024 (УИД 16RS0046-01-2021-012087-74)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет единовременной социальной выплаты, взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что, имея необходимую выслугу лет, обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты. Приказом истец уволен из органов уголовно-исполнительной системы. Истцу была выплачена единовременная социальная выплата, с размером которой он не согласен.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2024 по делу N 88-11398/2024 (УИД 16RS0046-01-2021-012087-74)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет единовременной социальной выплаты, взыскании денежных средств.
Обстоятельства: Истец указал, что, имея необходимую выслугу лет, обратился к ответчику с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты. Приказом истец уволен из органов уголовно-исполнительной системы. Истцу была выплачена единовременная социальная выплата, с размером которой он не согласен.
Решение: Удовлетворено в части.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2024 г. по делу N 88-11398/2024
I инстанция - Волкова Е.Ю. УИД 16RS0046-01-2021-012087-74
II инстанция - Вишнякова Н.Е.,
Суслов Д.С. (докладчик), Ланин Н.А.
2-1189/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей: Шамрай М.С., Лысовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к ФСИН России, Управлению ФСИН России по Республике Татарстан об обязании произвести перерасчет единовременной социальной выплаты, взыскании денежных средств, судебных расходов,
по кассационной жалобе К. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., выслушав объяснения истца, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к ФСИН России, Управлению ФСИН России по Республике Татарстан об обязании произвести перерасчет единовременной социальной выплаты, взыскании денежных средств, судебных расходов, указав в обоснование заявленных требований, что она, имея необходимую выслугу лет, обратилась во ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Истец была поставлена на учет в составе семьи 1 человек для получения единовременной социальной выплаты с 3 марта 2014 г. (выслуга лет в календарном исчислении более 14 лет). Приказом N-лс от 10 апреля 2015 г. истец уволена из органов уголовно-исполнительной системы. К. была выплачена единовременная социальная выплата 2 012 367,23 руб., с размером которой она не согласна.
Истец просила суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и доплатить разницу в сумме 703 711,23 руб., взыскать судебные расходы в размере 15 068 руб.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 ноября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2022 г., в удовлетворении исковых требований К. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г. указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела истец, уточнив исковые требования, просила суд взыскать с ответчиков солидарно в ее пользу денежные средства в размере 3 042 648 руб., судебные расходы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 июля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2023 г., исковые требования К. удовлетворены частично. Суд возложил на ФСИН России обязанность произвести перерасчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без учета жилой площади, находящейся по адресу: <адрес>, <адрес> и доплатить К. разницу между положенной и выплаченной единовременной социальной выплатой. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу К. взысканы расходы на юридические услуги в размере 4 500 руб., почтовые расходы 331 руб. и расходы по уплате госпошлины 300 руб. В удовлетворении остальной исковых требований К. отказано.
В кассационной жалобе К. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение судами норм материального и процессуального права. Кассатор указывает на то, что суд необоснованно отказал в иске о взыскании с ответчика разницы между положенной и выплаченной суммой ЕСВ в размере 3 042 648,67 руб., при том, что расчеты истца ответчиком не опровергнуты. Ссылается на то, что суд не указал в решении дату, с которой обязал ответчика произвести перерасчет ЕСВ. При этом с даты первоначальной выплаты в мае 2021 года стоимость 1 кв. м выросла и составляет 133 202 руб. Отказав во взыскании с ответчика разницы невыплаченной ЕСВ, суд практически лишил истца возможности приобрести жилье.
Согласно
части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ФСИН России, Управления ФСИН России по <адрес>.
С учетом положений
статьи 165.1 ГК РФ,
статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам
статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных
статьей 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со
статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, К. поставлена на учет в составе семьи 1 человек для получения единовременной социальной выплаты с 3 марта 2014 г. (выслуга лет в календарном исчислении более 14 лет).
Приказом N-лс от 10 апреля 2015 г. истец уволена из органов уголовно-исполнительной системы.
Рапортом истец представила документы на 1 человека (заявитель разведена ДД.ММ.ГГГГ, представлено свидетельство о расторжении брака).
Согласно свидетельству о праве собственности от 5 апреля 2007 г. истцу с сыном принадлежит по ? доли в праве собственности на комнату N общей площадью 17,1 кв. м в квартире по адресу: <адрес>, на основании договора о передаче жилого помещения в собственность от 27 мая 2006 г.
С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом помещении.
На основании решения комиссии ФСИН истцу выплачена единовременная социальная выплата в размере 2 012 367,23 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил значимые для дела обстоятельства, исходя из заявленных требований с учетом доводов и возражений сторон, их объяснений, исследовал представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам
статьи 67 ГПК РФ, учел характеристики квартиры, комнату в которой занимает истец с членом семьи, и пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что квартира, в которой истец проживает, является коммунальной, что подтверждается, в частности: актом проверки жилого помещения, где указано, что жилая площадь истца является коммунальной; копией свидетельства о государственной регистрации права N от 5 апреля 2007 г. и выпиской из Росреестра о собственнике второй комнаты.
С учетом приведенных обстоятельств, суд счел обоснованными доводы истца о занижении размера социальной выплаты ответчиком, который произвел расчет выплаты с учетом занимаемой площади в коммунальной квартире, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность произвести перерасчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без учета занимаемой истцом комнаты, и доплатить истцу разницу между положенной и выплаченной единовременной социальной выплатой.
При этом суд указал, что Управление ФСИН России по Республике Татарстан является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку вопрос о признании за лицом права на получение единовременной социальной выплаты находился в ведении ФСИН России.
С учетом требований
статей 94,
98,
100 ГПК РФ суд взыскал с ФСИН России за счет казны Российской Федерации расходы по оплате юридических услуг в размере 4500 руб., почтовые расходы в размере 331 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их нормативно-правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца о том, что суд необоснованно не взыскал заявленные истцом денежные средства в размере 3 042 648 руб., указав, что в компетенцию суда не входит рассмотрение вопроса о взыскании единовременной социальной выплаты, суд проверяет законность принятого ФСИН России решения по спорному вопросу, что в рассматриваемом случае судом было выполнено и на ФСИН России возложена обязанность произвести перерасчет единовременной социальной выплаты и осуществить доплату.
Не соглашаясь с доводами ответчика о том, что занимаемая истцом комната признана коммунальным жилым помещением заочным решение Вахитовского районного суда г. Казани только 8 февраля 2023 г., а решение о предоставлении единовременной социальной выплаты принималось 25 мая 2021 г., суд апелляционной инстанции отметил, что на момент принятия решения ФСИН России занимаемая истцом комната фактически обладала статусом коммунального жилья, а потому не подлежала учету при рассмотрении вопроса об осуществлении единовременной социальной выплаты.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судами правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Положениями
части 5 статьи 4 Закона предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Закона определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно
пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений, с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В соответствии с
пунктом 17 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 -
20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных
пунктами 21 и
22 настоящих Правил.
Пунктом 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты установлено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется из совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
В соответствии с
частью 3 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Из приведенных выше правовых норм следует, что при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи, но не вычитается площадь коммунальной квартиры независимо от размеров занимаемого жилого помещения, поскольку это следует из
пункта 5 части 3 статьи 4 Закона.
Признаки коммунальной квартиры указаны в
статьях 41 и
42 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно статье 41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее - общее имущество в коммунальной квартире)
(часть 1).
Изменение размера общего имущества в коммунальной квартире возможно только с согласия всех собственников комнат в данной квартире путем ее переустройства и (или) перепланировки
(часть 2).
Согласно статье 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты
(часть 1).
Собственник комнаты в коммунальной квартире не вправе: 1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире; 2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанную комнату
(часть 5).
Правильно применив приведенные нормы, приняв во внимание характеристики квартиры, комнату в которой занимает истец с членом семьи, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из того, что квартира, в которой истец проживает, является коммунальной, в связи с чем, ответчиком неверно рассчитана выплата с учетом занимаемой истцом площади в коммунальной квартире, в связи с чем, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без учета занимаемой истцом комнаты, с доплатой разницы между положенной и выплаченной единовременной социальной выплатой.
Отклоняя доводы истца о том, что суд не указал в решении дату, с которой ответчик обязан произвести перерасчет ЕСВ, при том, что с даты первоначальной выплаты в мае 2021 года стоимость 1 кв. м выросла и составляет 133 202 руб., судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, с момента принятия решения комиссией ФСИН, которым истцу выплачена единовременная социальная выплата в размере 2 012 367,23 руб., оспариваемая в настоящем деле, ко времени разрешения спора судами, произошло изменение показателей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации,
Согласно
пунктам 3 и
17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 Правил.
Пунктом 3 Правил, предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
Из анализа норм права, регулирующих спорные правоотношения, следует, что размер единовременной социальной выплаты рассчитывается на день издания соответствующего приказа.
В материалах дела отсутствуют сведения о вынесении ответчиком приказа во исполнение вступивших в законную силу решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 июля 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2023 г. о доплате истцу ЕСВ с учетом установленных судебными постановлениями обстоятельств, в связи с чем, являются преждевременными доводы истца, выражающие несогласие с размером социальной выплаты.
Иные приведенные в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с
частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 6 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К. - без удовлетворения.