Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2021 по делу N 88-9892/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец указал, что самостоятельного права пользования жильем он никогда не имел, отчуждение дочерью истца доли имущества на ее право на получение единовременной социальной выплаты не повлияло, действия не были совершены с намерением приобретения его права состоять на учете.
Решение: Отказано.

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.06.2021 по делу N 88-9892/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об оспаривании решений по снятию с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, восстановлении на учете.
Обстоятельства: Истец указал, что самостоятельного права пользования жильем он никогда не имел, отчуждение дочерью истца доли имущества на ее право на получение единовременной социальной выплаты не повлияло, действия не были совершены с намерением приобретения его права состоять на учете.
Решение: Отказано.


Содержание


ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2021 г. по делу N 88-9892/2021
I инстанция - Макаров А.В. Уникальный идентификатор дела 68RS0003-01-2020-001606-82
II инстанция - Пачина Л.Н., Сорокина С.Л. (докладчик),
Рожкова Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Бибеевой С.Е., Патронова Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области о признании незаконным решения и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1173/2020)
по кассационной жалобе Н.Н. на решение Советского районного суда города Тамбова от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения Н.Н. и его представителя ФИО10, поддержавших доводы жалобы, Н.Я., поддержавшей доводы жалобы, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> ФИО11, возражавшей против доводов жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Н.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области о признании незаконным решения и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В исковом заявлении указал, что он проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в звании старшего прапорщика внутренней службы и в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя специализированной части N 1 по тушению крупных пожаров федерального государственного казенного учреждения "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области". Он с 29.05.2013 г. и по настоящее время зарегистрирован и проживает в жилом помещении, входящем в общий комплекс административного здания, являющегося федеральной собственностью и находящегося в оперативном управлении ГУ МЧС России по Тамбовской области, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>. В соответствии с протоколом N 5 жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области от 26 декабря 2014 г. он с 26.12.2013 состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 2 человек (он и его дочь Н.Я.) в соответствии с требованиями пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 г. "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако, на основании протокола территориальной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области от 10.06.2020 он снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В обоснование принятого решения в протоколе указано, что у его дочери Н.Я., 11 октября 2011 г. было зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве 1/6 на квартиру, общей площадью 51,50 кв. м (8,5833 кв. м), расположенную по адресу: <адрес>. В последующем 05 ноября 2019 г. ее право общей долевой собственности на указанную квартиру прекращено в связи с продажей, что послужило основанием принятия обжалуемого решения. В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, и в которой его дочери принадлежала 1/6 доля (8,5 кв. м), фактически проживала другая семья, его бывшая жена с мужем и детьми от указанного брака, члены которой членами его семьи не являются, в связи с чем, указанная площадь 8,5 кв. м, принадлежащая ее дочери, правом пользования, которой он никогда не обладал, при определении его нуждаемости в жилом помещении учитываться не должна, а отчуждение дочерью указанной доли предусмотренных ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ правовых последствий для него не влечет. Действия его дочери по отчуждения принадлежащей ей незначительной доли квартиры являлись разумными и добросовестными, не были совершены с намерением приобретения его права состоять на учете в качестве имеющего права на получение упомянутой социальной выплаты, а связаны с конкретной жизненной ситуацией, настойчивым желанием новой семьи его бывшей жены продать указанную квартиру. Поскольку самостоятельного права пользования данным жильем, исходя из норм жилищного законодательства либо по иным правовым основаниям, он никогда не имел, отчуждение указанной доли на ее право на получение единовременной социальной выплаты никак не повлияло. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение территориальной комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области от 10.06.2020 г. в части снятия Н.Н. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановить его на учете.
Решением Советского районного суда города Тамбова от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований Н.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области о признании незаконным решения и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказано.
В кассационной жалобе Н.Н. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального права и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно оценены доказательства; ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Н.Н. проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы в звании старшего прапорщика внутренней службы и в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя специализированной части N 1 по тушению крупных пожаров ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области"; 30 ноября 2015 г. Н.Н. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту "з" части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья) на основании приказа ФГКУ "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" от 30.11.2015 N 122-нс.
С 29.05.2013 Н.Н. и его дочь Н.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, входящем в общий комплекс административного здания, являющегося федеральной собственностью и принадлежащем на праве оперативного управления ФГБУ "ОТС ФПС по Тамбовской области".
26 декабря 2013 г. Н.Н. обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Главного управления МЧС России по Тамбовской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в котором указал, что его семья состоит из 2 человек, членом семьи является дочь Н.Я.
Также истцом было указано, что член его семьи - дочь Н.Я. имеет 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу г. Тамбов, <адрес>, кв. 44, общей площадью 51,5 кв. м.
Н.Н. также обязался в случае изменения представляемых им сведений в течение пятнадцати дней направить в Уполномоченный орган измененные сведения.
Жилое помещение, расположенное по адресу г. Тамбов, <адрес> <адрес> в котором дочери истца Н.Я. принадлежала 1/6 доля в праве общей долевой собственности, приобреталось по договору купли-продажи квартиры от 07.10.2011, в том числе за счет средств беспроцентного денежного займа, предоставляемого матери Н.Я. по договору займа от 07.10.2011, возврат суммы займа которого производился заемщиком за счет средств материнского (семейного) капитала 01.12.2011.
21 марта 2014 г. комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Тамбовской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Н.Н. с составом семьи 2 человека принят на учет для получения единовременной выплаты с 26.12.2013 (протокол N 5 от 21.03.2014).
Из протокола заседания комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 5 от 21.03.2014 следует, что Н.Н. проходит службу в государственном учреждении "2 отряд федеральной противопожарной службы по Тамбовской области" в должности водителя специализированной части N 1 по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы; общая продолжительность службы по состоянию на 18.12.2013 в календарном исчислении составляет 20 лет 00 месяцев 17 дней; проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, входящем в общий комплекс административного здания, являющегося федеральной собственностью и принадлежащем на праве оперативного управления ФГБУ "ОТС ФПС по Тамбовской области", совместно с членами семьи - дочерью Н.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Н.Н. не имеет; дочь Н.Я. имеет 1/6 долю в общей долевой собственности квартиры площадью 51,5 кв. м, по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
В 2017 - 2019 гг. решениями комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области подтверждалось решение жилищной комиссии от 18.03.2014 (протокол N 5 от 21.03.2014) в части касающейся постановки Н.Н. с 26.12.2013 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи, совместно проживающими, в количестве 2-х человек - Н.Н., дочь Н.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая, как следует из указанных решений, обучается в ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный технический университет" по очной форме.
Согласно договору купли-продажи квартиры от 19.10.2019, Н.Я. произвела отчуждение принадлежащей ей 1/6 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 06.04.2020, 05.11.2019 осуществлена государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности Н.Я. на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции следует, что Н.Я., произведя отчуждение принадлежащей ей доли в праве на квартиру, не получила ни денежную компенсацию, ни какую-либо долю во вновь приобретенном жилом доме.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Тамбовской области (протокол N 11) от 10 июня 2020 г. Н.Н. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании подпункта "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, поскольку, как указано в протоколе, его дочь Н.Я., за которой 11.10.2011 была зарегистрирована 1/6 доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 51,5 кв. м (8,5833 кв. м), расположенную по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, 05.11.2019 произвела отчуждение указанной доли квартиры.
Комиссия, установив, что 19.10.2019 дочь истца, Н.Я., произвела отчуждение 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 51,5 кв. м, расположенную по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес> (05.11.2019 произведена государственная регистрация прекращения права), пришла к выводу о совершении членом семьи Н.Н. действий с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями ст. 15, ч. 1 ст. 31, Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что дочь истца продала принадлежащую ей 1/6 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, уменьшив уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и увеличив сумму единовременной социальной выплаты, то есть совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий истца, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, поскольку до совершения действий по отчуждению принадлежащей Н.Я. на праве собственности доли в жилом помещении, истец с членом семьи (Н.Я.) имел право на единовременную социальную выплату исходя из площади 33,42 кв. м (2057122,5 руб.), тогда как после совершения данных действий - исходя из площади 42 кв. м (2585508,09 руб.); на момент снятия с учета истец состоял на учете для получения единовременной выплаты совместно с членом своей семьи - дочерью Н.Я., и, соответственно, единовременная социальная выплата должна была предоставляться ему с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи; доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере совершения действий по отчуждению доли квартиры, не представлено.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона.
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Суд проанализировав вышеприведенные нормы права пришел к правильному выводу о том, что дочь истца продала принадлежащую ей 1/6 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, уменьшив уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и увеличив сумму единовременной социальной выплаты, то есть совершила действия, повлекшие ухудшение жилищных условий истца, с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
До совершения действий по отчуждению принадлежащей Н.Я. на праве собственности доли в жилом помещении, истец с членом семьи (Н.Я.) имел право на единовременную социальную выплату исходя из площади 33,42 кв. м (2057122,5 руб.), тогда как после совершения данных действий - исходя из площади 42 кв. м (2585508,09 руб.); на момент снятия с учета истец состоял на учете для получения единовременной выплаты совместно с членом своей семьи - дочерью Н.Я., и, соответственно, единовременная социальная выплата должна была предоставляться ему с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи; доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере совершения действий по отчуждению доли квартиры, не представлено.
Доводы жалобы о том, что в квартире, которая была продана 1/6 доля, его дочь фактически не проживала, в этой квартире проживала семья его бывшей жены, не свидетельствует о неправильности выводов суда, поскольку дочь истца имела право и возможность проживать в квартире со своей матерью. Кроме того, свою продав долю в квартире, дочь истца не приобрела в свою собственность другого жилого помещения, не была исключена из членов семьи Н.Н. в очереди для получения единовременной выплаты, с учетом дочери как члена семьи Н.Н. должен был рассчитываться размер единой социальной выплаты.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Тамбова от 25 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Н.Н. - без удовлетворения.