Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2024 по делу N 88-23760/2024 (УИД 77RS0007-02-2023-004591-97)
Требования: 1) О признании незаконным решения комиссии; 2) Об обязании поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: По мнению истца, ответчик неправомерно установил дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Суд принял во внимание протокол комиссии и документы, подтверждающие регистрацию истца и его семьи в квартире.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2024 по делу N 88-23760/2024 (УИД 77RS0007-02-2023-004591-97)
Требования: 1) О признании незаконным решения комиссии; 2) Об обязании поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: По мнению истца, ответчик неправомерно установил дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Суд принял во внимание протокол комиссии и документы, подтверждающие регистрацию истца и его семьи в квартире.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2024 г. по делу N 88-23760/2024
Дело N 2-5109/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лысовой Е.В.,
судей Курлаевой Л.И., Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации об оспаривании решения,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Замоскворецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в части определения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из четырех человек с ДД.ММ.ГГГГ, об обязании ответчика поставить истца составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом в территориальную подкомиссию ГУФСИН России по Свердловской области о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения. При обращении в комиссию истец предоставил необходимый пакет документов для рассмотрения данного вопроса. Протоколом комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ истец составом семьи из четырех человек был поставлен на учет для получения ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ Комиссия в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ указала, что истец с семьей проживает в квартире общей площадью 45,4 кв. м, по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности истцу и его супруге. В указанной квартире на каждого их членов семьи истца приходится менее 15 кв. м. Также в протоколе комиссии указано, что ранее до ДД.ММ.ГГГГ супруга истца и дочь были зарегистрированы в муниципальном жилом помещении - квартире, по адресу: <адрес>, где нанимателем являлась мать супруги. По утверждению истца, комиссия, придя к необоснованному выводу о намеренном ухудшении жилищных условий, поставила истца на учет для получения ЕСВ спустя пять лет по истечении произведенной жилищной сделки.
Решением Замоскворецкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, обязании поставить на учет истца с семьей из пяти человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, - отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить решение суда и апелляционное определение как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела судом кассационной инстанции в его отсутствие. На основании
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам
ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных
ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ФИО1 составом семьи из четырех человек (супруга истца - ФИО4, дочь истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола N).
Протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N в учетное дело ФИО1 внесены изменения в части увеличения состава семьи до пяти человек, в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ дочери ФИО6
Судом установлено, что истец и члены его семьи постоянно зарегистрированы и проживают в квартире, общей площадью 45,4 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей истцу и его супруге на праве собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В указанной квартиру были зарегистрированы: истец ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ, супруга истца ФИО9 Е.В. и дочь истца ФИО5 - с ДД.ММ.ГГГГ, сын истца ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ.
До регистрации в квартиру по адресу: <адрес>, супруги и дочери истца были постоянно зарегистрированы в муниципальном жилом помещении - квартире, общей площадью 91,8 кв. м по адресу: <адрес>, нанимателем которой является мать ФИО9 Е.В. - ФИО7
В связи с отказом супруги с детьми от права пользование жилым помещением на условиях договора социального найма и регистрацией их в жилом помещении, принадлежащем супругам на праве собственности площадь жилого помещения на одного члена семьи составила менее 15 кв. м, из расчета 45,4 кв. м /4 чел.
С ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 91,8 кв. м зарегистрирована только мать супруги истца -ФИО7
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовался положениями Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N, исходил из того, что срок для постановки истца составом семьи из четырех человек правомерно установлен ответчиком с 13.03.2016, то есть по истечении пятилетнего срока с даты постановки на постоянный регистрационный учет супруги и дочери истца в квартире, по адресу: <адрес> <адрес>., отказа члена семьи истца от прав на жилое помещение, занимаемое по условиям договора социального найма, повлекших нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия по гражданским делам суда апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласилась, отклонив доводы апелляционной жалобы истца о том, что в рассматриваемом случае регистрация его супруги и дочери в квартиру, в которой они фактически проживали всей семьей, не относится к действиям, повлекшим намеренное ухудшение жилищных условий, как не состоятельные.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов верными.
Вопросы предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 NN 283-ФЗ).
Согласно
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; проживает в общежитии (
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3,
часть 5 статьи 4 Закона N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Разрешая заявленные истцом требования, районный суд, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что в соответствии с вышеприведенным правовым регулированием при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369). Если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
пункт 12 Правил).
По смыслу приведенных судом нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с уменьшением площади жилого помещения, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.
Как правильно установлено судом, в рассматриваемом случае ответчик обоснованно принял истца на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты с 13.03.2016, т.е. по истечении пятилетнего срока со дня отказа от прав на жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, повлекшего ухудшение жилищных условий семьи сотрудника и нуждаемость в получении единовременной социальной выплаты.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Иные доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию заявителя в суде апелляционной инстанции, были предметом их оценки, и фактически направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, оспариваемы судебный акт содержат все необходимые суждения по соответствующим вопросам, тогда как по правилам
ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судом не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 5 октября 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированный текст определения изготовлен 2 ноября 2024 года.