Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2021 N 88-14006/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении; 2) О снятии с регистрационного учета; 3) О расторжении договора.
Обстоятельства: Ответчик уволен со службы, в связи с чем спорное жилое помещение подлежит освобождению. Ответчики не относятся к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения.
Решение: 1) - 3) Удовлетворено.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2021 N 88-14006/2021
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования наймодателя: 1) О выселении; 2) О снятии с регистрационного учета; 3) О расторжении договора.
Обстоятельства: Ответчик уволен со службы, в связи с чем спорное жилое помещение подлежит освобождению. Ответчики не относятся к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения.
Решение: 1) - 3) Удовлетворено.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2021 г. N 88-14006/2021
N 2-1002/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Ефимовой Д.А. и Павловой Е.А.,
с участием прокурора Вялковой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления МЧС России по Тульской области к Б.Р., Б.Ю., Б.И. о расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении и снятии с регистрационного учета,
по кассационной жалобе Б.Р. на решение Зареченского районного суда г. Тулы от 5 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 г.,
заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А., заключение прокурора Вялковой Т.А., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению,
установила:
Главное управление МЧС России по Тульской области обратилось в суд с иском к Б.Р., Б.Ю., Б.И. о расторжении договора найма служебного жилого помещения N 24/Л от 20 января 2011 г., заключенного между ГУ МЧС России по Тульской области и Б.Р., выселении ответчиков из квартиры по адресу: <адрес>, снятии их с регистрационного учета по указанному адресу.
Решением Зареченского районного суда г. Тулы от 5 августа 2020 г. исковые требования Главного управления МЧС России по Тульской области удовлетворены.
Суд решил: прекратить (расторгнуть) договор найма служебного жилого помещения N 24Л/29 от 20 января 2011 г., заключенный между Главным управлением МЧС России по Тульской области и Б.Р. Выселить Б.Р., Б.Ю., Б.И. из служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, сняв их с регистрационного учета по указанному адресу. Взыскать с Б.Р., Б.Ю. в равных долях в доход бюджета муниципального образования г. Тула государственную пошлину в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 г. решение Зареченского районного суда г. Тулы от 5 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Б.Р. ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что в настоящее время законных оснований для выселения Б.Р. и членов его семьи из спорного жилого помещения не имеется, поскольку до настоящего времени единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения Б.Р. с 2014 года не выплачена, а также, принимая во внимание наличие в семье несовершеннолетнего ребенка Б.И. Также указал, что суд в решении не дал оценку ходатайству ответчика о праве проживания в спорной квартире до получения социальной выплаты, а суд апелляционной инстанции не отразил причины, по которым отказал в удовлетворении ходатайства.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно
статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение в виде квартиры общей площадью 55,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве оперативного управления ГУ МЧС России по <адрес>.
По договору найма служебного жилого помещения N 24/Л от 20 января 2011 г. указанное жилое помещение было передано в пользование Б.Р. и членам его семьи в связи с прохождением службы.
Согласно п. п. 5, 18 договор заключен на время прохождения службы и прекращается с окончанием ее срока.
Приказом начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тульской области N 34-НС от 17 октября 2018 г. майор внутренней службы Б.Р. назначен на должность заместителя начальника отдела обеспечения пожарной безопасности объектов и взаимодействия с ведомственной и добровольной пожарной охраной управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Тульской области по контракту о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
Приказом ГУ МЧС России по Тульской области от 30 сентября 2019 г. N 50-НС Б.Р. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по
п. 4 ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет 23 года 08 месяцев 13 дней.
По состоянию на 24 июля 2020 г. в спорной квартире зарегистрированы Б.Р., Б.Ю., Б.И. Направленное в адрес Б.Р. требование об освобождении служебного жилого помещения по адресу: <адрес> оставлено ответчиками без удовлетворения.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Б.Р. уволен со службы, в связи с чем спорное жилое помещение подлежит освобождению. Ответчики не относятся к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения в силу
ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
На основании
п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со
ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с
ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и
частью 2 настоящей статьи.
В силу
ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Согласно
ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборное должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 217 утверждены
Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, на Б.Р., уволенного со службы из ГУ МЧС России по Тульской области, распространяются указанные
Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда об удовлетворении исковых требований соответствует действующему законодательству.
Доводы ответчиков о невозможности выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, которая, начиная с 2014 года и до настоящего времени Б.Р. не выплачена, не имеют правового значения, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование Б.Р. и членам его семьи для временного проживания в нем в период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора Б.Р. в служебных отношениях с истцом не состоит. Доказательств обратного в силу требований
ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Отказывая в удовлетворении ходатайства Б.Р. об оставлении за Б.Р., Б.Ю., Б.И. права проживания в спорной квартире до момента получения единовременной социальной выплаты, суд апелляционной инстанции учел позицию представителя истца, возражавшего против удовлетворения заявленного ходатайства, а также отсутствие правовых оснований для сохранения за ответчиками права проживания в спорном жилом помещении.
С учетом изложенного, довод кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении данного ходатайства, является несостоятельным.
Суд кассационной инстанции не усматривает нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора.
Приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств, воспроизводят позицию ответчика, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, которой судами дана надлежащая оценка.
Между тем, в соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При разрешении дела судами правильно определены имеющие для дела обстоятельства, приняты необходимые меры для выяснения прав и обязанностей сторон, выводы мотивированы и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зареченского районного суда г. Тулы от 5 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 13 января 2021 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Б.Р. - без удовлетворения.