Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.12.2019 N 88-1376/2019
Требование: О понуждении обеспечить пожарно-химические станции техникой, инвентарем и оборудованием.
Обстоятельства: По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины, а также пожарной безопасности в лесах установлены нарушения ответчиком требований закона, поскольку требуется доукомплектование оснащения пожарно-химических станций противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем.
Решение: Требование удовлетворено.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.12.2019 N 88-1376/2019
Требование: О понуждении обеспечить пожарно-химические станции техникой, инвентарем и оборудованием.
Обстоятельства: По результатам проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины, а также пожарной безопасности в лесах установлены нарушения ответчиком требований закона, поскольку требуется доукомплектование оснащения пожарно-химических станций противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем.
Решение: Требование удовлетворено.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2019 г. N 88-1376/2019
Дело N 2-911/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Веркошанской Т.А.,
судей Филатовой В.Ю., Тарасовой С.М.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 29 октября 2019 года гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Пензы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Государственному бюджетному учреждению Пензенской области "Лесопожарный центр" о понуждении обеспечить пожарно-химические станции техникой, инвентарем и оборудованием по кассационной жалобе Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области на решение Железнодорожного районного суда города Пензы от 15 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения Б., действующего на основании доверенности, являющегося представителем Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Ильина Ю.В., полагавшего судебные акты законными и обоснованными, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района города Пензы обратился в суд с иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее по тексту - Минлесхоз Пензенской области), Государственному бюджетному учреждению Пензенской области "Лесопожарный центр" (далее по тексту - ГБУ ПО "Лесопожарный центр") о понуждении обеспечить пожарно-химические станции техникой, инвентарем и оборудованием.
Исковые требования обоснованы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Железнодорожного района города Пензы проверки исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины, о пожарной безопасности в лесах установлены нарушения ГБУ ПО "Лесопожарный центр" требований закона, поскольку требуется доукомплектование оснащения пожарно-химических станций противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем.
Внесенное ранее прокуратурой в адрес директора ГБУ ПО "Лесопожарный центр" представление об устранении нарушений закона, не исполнено.
Не укомплектование пожарно-химических станций необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазированности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Истец с учетом уточнения требований просил суд возложить на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, ГБУ ПО "Лесопожарный центр" обязанность в срок до 15 апреля 2020 года обеспечить пожарно-химические станции Пензенской области техникой, инвентарем и оборудованием, в количестве, предусмотренном
приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года N 167.
Определением Железнодорожного районного суда города Пензы от 11 июля 2019 года производство по гражданскому делу к Минлесхозу Пензенской области, ГБУ ПО "Лесопожарный центр" о понуждении обеспечить пожарно-химические станции техникой, инвентарем и оборудованием в части требований об оснащения пожарно-химических станций оборудованием, техникой, инвентарем: переносной мотопомпой производительностью 600-800 л/мин - 6 шт., бензиномоторной пилой для валки деревьев диаметром до 40-100 см - 16 шт., радиостанцией возимой - 8 шт., радиостанцией носимой - 16 шт., стволом торфяным - 16 шт., пожарной лопатой - 40 шт., топором - 16 шт. прекращено, в связи с отказом истца от заявленных требований в указанной части.
Решением Железнодорожного районного суда города Пензы от 15 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 сентября 2019 года, исковые требования к Минлесхозу Пензенской области, ГБУ ПО "Лесопожарный центр" о понуждении обеспечить пожарно-химические станции техникой, инвентарем и оборудованием удовлетворены.
В кассационной жалобе Минлесхоз Пензенской области просит решение Железнодорожного районного суда города Пензы от 15 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Обосновывая доводы жалобы, выражает несогласие с выводами, изложенными в судебных постановлениях, ссылается на ненадлежащую оценку данную судами представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права. Полагает, что постановленное по делу решение является неисполнимым. Кроме того, третьему лицу не направлялись копии заявлений об изменении исковых требований от 11 июля 2019 года, что нарушает процессуальные права Федерального агентства лесного хозяйства.
В возражениях на кассационную жалобу представитель прокуратуры Пензенской области просит судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (
часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением Правительства Пензенской области от 29 февраля 2012 года N 127-пп создано ГБУ ПО "Лесопожарный центр", учредителем которого является Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
На основании Устава ГБУ ПО "Лесопожарный центр" осуществляет виды деятельности: тушение лесных пожаров, обеспечение пожарно-химических станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах.
По результатам проведенной прокуратурой Железнодорожного района города Пензы в отношении ГБУ ПО "Лесопожарный центр" проверки, установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в частности: не доукомплектование оснащения пожарно-химических станций противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, а именно: переносной мотопомпой производительностью 600-800 л/мин. - 6 шт., радиостанцией возимой - 75 шт., радиостанцией носимой - 54 шт., звуковещательным устройством (передвижным или переносным) - 24 шт., бензиномоторной пилой для валки деревьев диаметром до 40-100 см - 16 шт., напорными пожарными рукавами диаметром 26 мм - 1000 шт., напорными пожарными рукавами диаметром 51 мм - 250 шт., стволом торфяным - 19 шт., головкой соединительной напорной (рукавной) - 350 шт., головкой переходной напорной - 100 шт., разветвлением трехходовым - 50 шт., разветвлением двухходовым - 50 шт., смесительным агрегатом для огнегасящей жидкости - 22 шт., емкостью для хранения огнегасящей жидкости - 22 шт., приспособлением для переноски рукавов - 26 шт., универсальным и корсетным зажимами - 500 шт., пожарными лопатами - 260 шт., пожарной топор-мотыгой типа "Пуласки" - 250 шт., пилой поперечной - 75 шт., канистрой объемом 10-20 литров - 125 шт., топором - 50 шт., набором аптечки, разработанной для "Авиалесоохраны" - 75 шт., прибором для измерения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психометром - 24 шт., огнетушащим составом (жидкое мыло) - 25 т., смачивателем (ДБ, сульфанол, НП-1, моющие средства) - 1 350 кг, компасом А. - 40 шт.
После проведенной проверки 18 февраля 2019 года прокурором Железнодорожного района города Пензы ГБУ ПО "Лесопожарный центр" внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Во исполнение поступившего представления, 28 февраля 2019 года ГБУ ПО "Лесопожарный центр" сообщило о принятых мерах по устранению нарушений законодательства, поскольку в адрес распорядителя бюджетных средств - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природных ресурсов направлены письма с информацией о неукомплектованности пожарно-химических станций техникой, в связи с чем учредителем закуплены 8 пожарных автомашин, 359 ранцевых лесных огнетушителей. Также планируются другие закупки в целях частичного доукомплектования пожарно-технических станций.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению, исходил из того, что в нарушение требований действующего законодательства Минлесхоз Пензенской области, ГБУ ПО "Лесопожарный центр" ненадлежащим образом выполняют переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории Пензенской области пожарно-химических станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Пензенской области, окружающей среде и экологической безопасности в целом. Также судом первой инстанции принято во внимание, что выявленные прокуратурой нарушения на момент рассмотрения спора не устранены, существует угроза возникновения и распространения пожаров, влекущих уничтожение лесов, нарушение права неограниченного числа граждан на благоприятную окружающую среду, причинение вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде,
Возлагая обязанность на Минлесхоз Пензенской области обеспечить пожарно-химические станции Пензенской области техникой, инвентарем и оборудованием, суд первой инстанции обоснованно сослался на приказ от 19 декабря 1997 года N 167, в котором приведен примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, поскольку указанный приказ является действующим нормативным правовым актом и подлежит обязательному применению ГБУ ПО "Лесопожарный центр" и Минлесхозом Пензенской области, выполняющим на территории Пензенской области функции по охране лесов от пожаров.
Судебная коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также указала, что приказ от 19 декабря 1997 года N 167 не носит межведомственный характер, не устанавливает правовой статус организаций, не затрагивает права и обязанности граждан, а регулирует порядок организации и функционирования пожарно-химических станций, оснащенность их противопожарной техникой и оборудованием, в связи с чем посчитала правильными выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами, изложенными в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно
части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и
58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями
статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с
частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно
части 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах.
Часть 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В силу
пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе организации использования и охраны лесов, включающей осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах.
Пунктами 3,
4 постановления Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Рослесхоза от 19 декабря 1997 года N 167 "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях" установлено, что пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.
В силу пункта 2 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года N 167, пожарно-химические станции формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.
В соответствии с пунктом 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к пункту 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за пожарно-химическими станциями, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед пожарно-химическими станциями задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания пункта 1 раздела VI Положения о пожарно-химических станциях определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к правильному выводу о том, что в нарушение действующего законодательства Минлесхоз Пензенской области не организовано обеспечение имеющихся на территории Пензенской области пожарно-химических станций средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, а ГБУ ПО "Лесопожарный центр" не обеспечено оснащение пожарно-химических станций, являющихся специализированными структурными подразделениями учреждения, необходимой противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, другими материалами, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Пензенской области, окружающей среде и экологической безопасности в целом.
Доводы жалобы о необоснованном применении судами при рассмотрении дела приказа от 19 декабря 1997 года были предметом судебного исследования, оценены судебными инстанциями, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судами не приняты, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов.
Не являются основанием для отмены вступивших в законную силу судебных актов доводы жалобы о неисполнимости решения суда, поскольку лица, участвующие в деле, при наличии необходимости не лишены возможности в соответствии с положениями
статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться с суд с заявлением о разъяснении решения суда.
Доводы кассационной жалобы о том, что в адрес Федерального агентства лесного хозяйства судом не направлялось поданное истцом в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление, не свидетельствуют о незаконности принятых судебных постановлений.
Из материалов дела следует, что прокурор, обращаясь с иском в суд, изначально заявил требования о возложении обязанности обеспечить пожарно-химические станции необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, приведя соответствующий перечень. В судебном заседании 11 июля 2019 года истцом в порядке
статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации скорректирован перечень необходимого оборудования и инвентаря, что не свидетельствует об изменения оснований либо предмета требований, требующих отложения рассмотрения дела и направления уточненного заявления лицам, участвующим в деле. Кроме того, само юридическое лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не явившееся в суд, судебные постановления не обжалует.
Доводы кассационной жалобы, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, что в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь
статьями 379.5 -
379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Пензы от 15 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области - без удовлетворения.
Копия верна:
Судья
Первого кассационного суда
общей юрисдикции
В.Ю.ФИЛАТОВА