Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2020 N 88-10285/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истица обратилась в территориальную комиссию с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения. Решением комиссии ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Решение: Отказано.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 08.07.2020 N 88-10285/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истица обратилась в территориальную комиссию с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения. Решением комиссии ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2020 г. N 88-10285/2020
N 2-1429/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Потеминой Е.В.,
судей Козлова А.М., Щадных Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р. к ГУФСИН России по Нижегородской области об обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты
по кассационной жалобе Р.
на решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 21 мая 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 августа 2019 г
Заслушав доклад судьи Потеминой Е.В., изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Р. обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Нижегородской области, просила обязать ответчика поставить ее и ее дочь, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Советского районного суда г. Нижний Новгород от 21 мая 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 августа 2019 г., в удовлетворении исковых требований Р. отказано.
В кассационной жалобе представитель Р. просит об отмене решения и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Между тем, по настоящему делу таких оснований для отмены судебных постановлений по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Р. является сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, продолжительность службы в органах уголовно-исполнительной системы - более 10 лет.
15 июня 2018 г. Р. обратилась в территориальную комиссию УФСИН России по Нижегородской области с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения с составом семьи 2 человека - она и дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент обращения с указанным заявлением Р. с 2002 года зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 49,2 кв. м.
Указанная квартира находится в общей долевой собственности ФИО5 (дочь истца), К.И. и К.Ю. (по 1/3 доли).
Помимо истца в указанной квартире зарегистрированы ее мать К.С. - и дочь ФИО5.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 12 от 9 августа 2018 г. истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Основаниями для отказа в постановке на учет послужили: совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно, отказ от приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>; а также обеспеченность общей площадью жилого помещения более 15 квадратных метров.
Обратившись в суд с настоящим иском, Р. ссылалась на то, что на нее и ее несовершеннолетнюю дочь ФИО5 приходится 16,4 кв. м площади жилого помещения в виде доли дочери в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> <адрес>, что свидетельствует о наличии оснований для постановки ее с дочерью на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Разрешая исковые требования Р. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями
статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), установив, что квартира по адресу <адрес>, до 2015 г. находилась в муниципальной собственности, истец отказалась от участия в приватизации указанной квартиры, пришел к выводу о том, что ею были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, при этом жилая площадь помещения, приходящаяся на каждого зарегистрированного в спорной квартире члена семьи истца, составляет более установленного норматива. По указанным основаниям суд пришел к выводу о правомерности отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на то, что, отказавшись от участия в приватизации жилого помещения в пользу других членов семьи, Р. тем самым имела намерение на получение единовременной социальной выплаты без вычета приходящейся на ее долю жилплощади в жилом помещении, от приобретения которой в собственность она отказалась.
С учетом изложенного суд сделал вывод, что указанные действия истца в силу положений
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ дают право комиссии для отказа в постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее, чем через пять лет со дня совершения сотрудником указанных намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Выводы нижестоящих судов по существу разрешения спора основаны на нормах действующего законодательства, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт Федерального
закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, относящихся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, который не является исчерпывающим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в
пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по не зависящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (
подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в
пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены
Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер (
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу
20 раздела III "Определение размера единовременной социальной выплаты" Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником или членом его семьи намеренных действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При таких обстоятельствах, применительно к вышеприведенным нормам права, суды обеих инстанций правомерно признали обоснованным довод ответчика о том, что отказ истца от участия в приватизации квартиры является намеренным действием, повлекшим ухудшение его жилищных условий, что является основанием для отказа в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
С учетом изложенного доводы истца о том, что суд неправомерно при определении обеспеченности истца жилой площадью не учел собственников жилого помещения, не проживающих в нем на момент рассмотрения заявления о предоставления единовременной выплаты, не свидетельствуют о незаконности судебных постановлений по существу разрешения спора.
Нарушений судами норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено, решение и апелляционное определение соответствуют требованиям гражданского процессуального законодательства (
статьи 198,
328,
329 ГПК РФ).
Доводы жалобы сводятся к изложению своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
определила:
решение Советского районного суда г. Нижний Новгород от 21 мая 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Р. - без удовлетворения.