Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2020 N 88-23702/2020
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования наймодателя: 1) О выселении; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Истец указал, что жилое помещение состоит на балансе истца, является служебным, было предоставлено по договору найма служебного помещения ответчику на состав семьи из двух человек как лицу, признанному нуждающимся в служебном жилом помещении, на период прохождения службы, с ответчиком расторгнут контракт о прохождении службы, он уволен со службы, ответчику было вручено уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения и выселении, однако до настоящего времени служебное помещение ответчик не освободил.
Решение: 1) - 2) Удовлетворено.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2020 N 88-23702/2020
Категория спора: Социальный наем жилья.
Требования наймодателя: 1) О выселении; 2) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Истец указал, что жилое помещение состоит на балансе истца, является служебным, было предоставлено по договору найма служебного помещения ответчику на состав семьи из двух человек как лицу, признанному нуждающимся в служебном жилом помещении, на период прохождения службы, с ответчиком расторгнут контракт о прохождении службы, он уволен со службы, ответчику было вручено уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения и выселении, однако до настоящего времени служебное помещение ответчик не освободил.
Решение: 1) - 2) Удовлетворено.


Содержание


ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2020 г. N 88-23702/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Павловой Е.А., Ефимовой Д.А.,
с участием прокурора Лаптева О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-29/2020 по иску ГУ МЧС России по Воронежской области к С.А., С.С. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
по кассационной жалобе С.А., С.С. на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 июля 2020 года,
заслушав доклад судьи Павловой Е.А., объяснение С.А. и его представителя В., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Лаптева О.Н., полагавшего об оставлении без изменения судебных постановлений, судебная коллегия
установила:
Федеральное государственное казенное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области" обратилось в суд с иском к ответчикам, в котором просило выселить С.А., С.С. из служебного жилого помещения - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения со снятием их с регистрационного учета по данному адресу. Указало, что <адрес> в <адрес> принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области" и находится в собственности Российской Федерации. Данное жилое помещение состоит на балансе ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области", является служебным и было предоставлено по договору найма служебного помещения С.А. на состав семьи два человека как лицу, признанному нуждающемуся в служебном жилом помещении, на период прохождения службы. 06.05.2019 г. со С.А. расторгнут контракт о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и он уволен со службы в федеральной противопожарной службе по п. 4 ч. 2 статьи 83 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Строгонову было вручено уведомление о прекращении действия договора найма служебного жилого помещения и выселении, однако до настоящего времени служебное помещение не освободил, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, произведена замена истца ФГКУ "1 ОФПС по Воронежской области" на Главное управление МЧС России по Воронежской области.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23 января 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 июля 2020 г., исковые требования Главного управления МЧС России по Воронежской области удовлетворены. С.А. и С.С. выселены из служебной квартиры по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета. Также со С.А. и С.С. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. в равных долях.
В кассационной жалобе С.А., С.С. просят отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушениями норм материального и процессуального права. Считают, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), оснований для их отмены не установила.
Как установлено судами и следует из материалов дела, С.А. проходил службы в Государственной противопожарной службе МЧС России.
Согласно выписке из приказа по личному составу N-НС от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик внутренней службы С.А. командир отделения пожарно-спасательной части N по охране <адрес> ФГКУ "1 ОФИС по <адрес>" ДД.ММ.ГГГГ уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России на основании пункта 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В период службы на основании договора найма служебного помещения N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФГКУ "1 ОФИС по <адрес>", С.А. и члену его семьи С.С. передано во владение и пользование, находящееся в государственной собственности жилое помещение - квартира по адресу: <адрес>. Жилое помещение предоставлено в связи с прохождением службы.
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ комиссия ФГКУ "1 ОФПС по <адрес>" передала, а С.А. принял однокомнатную квартиру общей площадью 41,2 кв. м, находящуюся по адресу: <адрес>.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 указанного Договора найма основанием прекращения договора является, в том числе, истечение срока контракта о службе в ФПС ГПС.
Согласно пункту 5 Договора найма в редакции дополнительного соглашения N от ДД.ММ.ГГГГ договор заключен с ДД.ММ.ГГГГ сроком на одиннадцать месяцев с последующей пролонгацией на следующие 11 месяцев при дальнейшем прохождении службы в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы в Воронежском гарнизоне.
Подпунктами 12 и 12.2 пункта 7 Договора найма наниматель обязан в 1- месячный срок освободить служебное жилое помещение по истечении срока действия договора.
Согласно Приказу МЧС России N от ДД.ММ.ГГГГ и Приложению N к нему правопреемником ФГКУ "1 ОФПС по <адрес>" является ГУ МЧС России по <адрес>.
Согласно Распоряжению Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N о закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Воронежской области, квартира по адресу <адрес> закреплена на праве оперативного управления за истцом. Спорное жилое помещение отнесено к служебным жилым помещениям.
В соответствии с рапортом С.А. от ДД.ММ.ГГГГ ответчик включен в список сотрудников, не имеющих жилья и нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления служебного жилого помещения.
Кроме того ответчик С.А. воспользовался своим правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обратившись ДД.ММ.ГГГГ в комиссию ГУ МЧС России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты. Решением комиссии С.А. с составом семьи 2 человека был принят на учет и включен в список.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 92, 93, 99, 102, 103, 104 ЖК РФ, Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ N 217 от 16.03.2013 г. об утверждении "Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", исходил из того, что спорное жилое помещение является служебным, предоставлялось ответчикам в период работы С.А., трудовые отношения с ним прекращены, ответчики не состоят в трудовых отношениях с истцом; обстоятельств, при которых в соответствии с частью 2 статьи 103 ЖК РФ выселение из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений не допускается, не установлено. Кроме того, суд исходил из буквального толкования условий пункта 5 Договора найма, что его пролонгация предусмотрена на следующие 11 месяцев только при условии дальнейшего прохождения службы, а значит с ДД.ММ.ГГГГ основания для продления срока действия договора отпали. Учитывая дату заключения договора ДД.ММ.ГГГГ к моменту вынесения судебного решения также истек и срок его действия. Поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование С.А. и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора С.А. в служебных отношениях с истцом не состоял, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 данного закона).
Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, С.А. относится к сотрудникам противопожарной службы, и на него распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.
Ссылка заявителей на невозможность выселения их из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с нахождением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2010 года, не имеет правового значения, поскольку спорное жилье является служебным, было предоставлено в пользование С.А. и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора С.А. в служебных отношениях с истцом не состоял.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 14 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.А., С.С. - без удовлетворения.