Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2019 N 88-3625/2019
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и о возложении обязанности поставить на данный учет.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что оспариваемым решением жилищной комиссии он и члены его семьи сняты с указанного учета, поскольку жилищная обеспеченность на одного члена семьи превышает установленную норму, однако истец зарегистрирован по месту пребывания в квартире при отсутствии с собственником жилого помещения родственных отношений, считает указанное решение незаконным.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2019 N 88-3625/2019
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и о возложении обязанности поставить на данный учет.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что оспариваемым решением жилищной комиссии он и члены его семьи сняты с указанного учета, поскольку жилищная обеспеченность на одного члена семьи превышает установленную норму, однако истец зарегистрирован по месту пребывания в квартире при отсутствии с собственником жилого помещения родственных отношений, считает указанное решение незаконным.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 декабря 2019 г. N 88-3625/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей Козлова А.М., Петровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1003/2019 по иску Г.Е. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и о возложении обязанности поставить на данный учет,
по кассационной жалобе Г.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 23 июля 2019 г.,
заслушав доклад судьи Козлова А.М., выслушав объяснения представителя Г.Е. К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, просившей судебные акты оставить без изменения,
установила:
Г.Е. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС России по Нижегородской области) о признании незаконным решения от 27 ноября 2018 г. в части снятия Г.Е. с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и о возложении обязанности поставить на данный учет с составом семьи: супруга Г.К. и дочь Г.М.
В обоснование требований истец указал, что решением комиссии Приволжского регионального центра МЧС России от 26 февраля 2014 г. он с членами семьи был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты со 2 декабря 2013 г. После изменения места службы Г.Е. и члены его семьи решением комиссии ГУ МЧС России по Нижегородской области от 24 июня 2015 г. поставлены на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения со 2 декабря 2013 г. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Нижегородской области от 28 ноября 2018 г. истец и члены его семьи сняты с указанного учета, поскольку жилищная обеспеченность на одного члена семьи Г.Е. превышает 15 кв. м. Истец, ссылаясь на то, что зарегистрирован по месту пребывания в квартире Ю. при отсутствии с собственником жилого помещения родственных отношений, считает указанное решение незаконным.
Решением Советского районного суда Нижегородской области от 14 марта 2019 г. иск Г.Е. удовлетворен частично.
Решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Нижегородской области от 28 ноября 2018 г. в части снятия Г.Е. с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения признано незаконным.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 23 июля 2019 г. решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Г.Е. отменено и в данной части принято новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Г.Е. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ГУ МЧС России по Нижегородской области Л. просит в ее удовлетворении отказать.
В силу
статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Г.Е. <...> года рождения, подполковник внутренней службы, проходит службу в ГУ МЧС России по Нижегородской области в должности заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Нижний Новгород (по Сормовскому району) управления надзорной деятельности и профилактической работы, имеет выслугу в календарном исчислении более 18 лет.
Со 2 декабря 2013 г. Г.Е. стоит на учете в ГУ МЧС России по Нижегородской области для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (Г.Е., его супруга Г.К., дочь Г.М.).
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Нижегородской области от 27 ноября 2018 г. Г.Е. снят с указанного учета в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Принимая данное решение комиссия учла, что в период с 25 августа 1998 г. по 1 сентября 2000 г., а также с 9 декабря 2009 г. по 26 марта 2011 г. Г.Е. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 81,7 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности его родителям - матери Г.В. и отцу Г.Ю. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность граждан от 30 сентября 1992 г.
После смерти отца истца единственным наследником, принявшим наследство, является мать Г.Е. - Г.В.
С 6 апреля 2011 г. Г.Е. временно был зарегистрирован в квартире общей площадью 67,5 кв. м, принадлежащей на праве собственности его сестре Г.О., расположенной по адресу: <адрес>.
Рассчитывая обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи, жилищная комиссия исходила из того, что с 25 февраля 2014 г. по 25 февраля 2018 г. и с 4 февраля 2017 г. по 1 апреля 2022 г. Г.Е. зарегистрирован по месту пребывания в жилом помещении общей площадью 80,5 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности матери его жены Ю. на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от 20 февраля 2006 г. В данной квартире зарегистрирована супруга истца с 24 января 2001 г. и его дочь с 28 октября 2008 г.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Г.Е. о признании незаконным решения ГУ МЧС России по Нижегородской области о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что жилищные условия истца с момента его постановки на соответствующий учет и на момент принятия оспариваемого решения ответчика жилищные условия Г.Е. не изменились.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Г.Е. и члены его семьи обеспечены жилыми помещениями более 15 кв. м на каждого, в связи с чем у ответчика имелись основания для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Г.Е. требования о признании вышеуказанного решения незаконным по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (
часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункты 1,
2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
пункты 1 -
3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил).
Согласно положениям
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
пунктом 11 Правил, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Суд апелляционной инстанции, установив данное обстоятельство на основе исследованных доказательств, пришел к правильному выводу о наличии у ответчика оснований для снятия истца с соответствующего учета.
Супруга истца Г.К., имевшая право на участие в приватизации жилого помещения общей площадью 80,5 кв. м, расположенного по адресу: г. <адрес>, принадлежащего в настоящее время на праве собственности ее матери Ю., приобрела права бессрочного пользования данной квартирой.
Следовательно, ответчик обоснованно учел данную квартиру при определении обеспеченности Г.Е. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора не подтверждает нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, и не является достаточным основанием с учетом положений
части 3 статьи 390 ГПК РФ для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде апелляционной инстанций, которая обоснованно не принята во внимания исходя из установленных обстоятельств по делу на основании доказательств представленных сторонами.
Иные доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, в связи с чем подлежат отклонению.
Обжалуемое судебное постановление является законным, принятым на основании правильного применения норм материального права, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 23 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Г.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
И.В.ИЗОТКИНА
Судьи
А.М.КОЗЛОВ
Н.А.ПЕТРОВА