Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 N 88а-7514/2024 по делу N 2а-345/2022 (УИД 77RS0030-02-2022-005708-70)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что требования пожарной безопасности на день издания предписания утратили свою силу и применению не подлежали, а ранее проведенная проверка нарушений не выявила.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03.04.2024 N 88а-7514/2024 по делу N 2а-345/2022 (УИД 77RS0030-02-2022-005708-70)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Требования мотивированы тем, что требования пожарной безопасности на день издания предписания утратили свою силу и применению не подлежали, а ранее проведенная проверка нарушений не выявила.
Решение: Удовлетворено.
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2024 г. N 88а-7514/2024
Дело N 2а-345/2022
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Войты И.В., Иванова Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (ГУП "Московский метрополитен") на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 19 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июля 2023 года (дело N 2а-345/2022) по административному делу по административному исковому заявлению ГУП "Московский метрополитен" к ГУ МЧС России об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав объяснения представителя ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Г., поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя ГУ МЧС России по г. Москве по доверенности Б. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ГУП "Московский метрополитен" обратилось в суд с административным иском к ГУ МЧС России по г. Москве о признании незаконным и отмене предписания ГУ МЧС России по г. Москве от 15 марта 2022 года N 82/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в отношении тяговой подстанции "Т-12", расположенной по адресу: г. <адрес>
Требования мотивированы тем, что требования пожарной безопасности
НПБ 110-03 на день издания предписания утратили свою силу и применению не подлежали, а ранее проведенная проверка нарушений
СП 5.13130.2009,
СП 486.1311500.2020 нарушений не выявила.
Решением Хамовнического районного суда г. Москвы от 19 сентября 2022 года требования ГУП "Московский метрополитен" удовлетворены, оспариваемое предписание признано незаконным и отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июля 2023 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГУП "Московский метрополитен" ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 11 марта 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями
части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно
части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в
части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (
часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в июне 2021 года Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГУП "Московский метрополитен", тяговой подстанции "Т-12", расположенной по адресу: <адрес>
По результатам проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, кабельные сооружения электроподстанции "Т-12" (каналы, подвалы, шахты) в нарушение требований
статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 2.2. таб. 2 НПБ 110-03 не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации, о чем составлен акт проверки от 16 июня 2021 года.
16 июня 2021 года в отношении ГУП "Московский метрополитен" вынесено предписание N 301/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которым постановлено в срок до 11 февраля 2022 года устранить указанные нарушения требований пожарной безопасности.
В связи истечением срока исполнения ранее выданного предписания в марте 2022 года в отношении ГУП "Московский метрополитен" проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что требования предписания от 16 июня 2021 года не исполнены, кабельные сооружения электроподстанции "Т-12" в нарушение
статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункт 2.2. таб.2 НПБ 110-03, СП 5.13130.2009
приложение А,
таблица А.2 п. 2.2., СП 486.1311500.2020
табл. 2, п. 2, не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, о чем составлен акт проверки от 15 марта 2002 года.
Предписание от 15 марта 2022 года N 82/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности выдано ГУП "Московский метрополитен" выдано по результатам проверки, проведенной на основании решения заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве N 82 от 02 марта 2022 года в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении требований пожарной безопасности от 16 июня 2021 года N 301/1/1 в целях оценки исполнения данного предписания.
Оспариваемым предписанием на административного истца возложена обязанность устранить выявленные нарушения норм
статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 2.2. таб. 2 НПБ 110-03, СП 5.13130.2009
приложение А,
таблица А.2 п. 2.2., СП 486.1311500.2020
табл. 2, п. 2, в срок до 16 января 2023 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого предписания.
Отменяя решение, и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание от 15 марта 2022 года выдано административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, при наличии законных оснований с учетом допущенных ГУП "Московский метрополитен" нарушений требований пожарной безопасности.
Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
(НПБ 110-03), утвержденные
приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315, предусматривали оборудование кабельных сооружений подстанций мощностью менее 500 кВ (
пункт 2.2 таблицы 2, о чем указано в предписании) автоматическими установками пожарной сигнализации, введены в действие с 30 июня 2003 года, то есть до вступления в силу Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
НПБ 110-03 действовали на момент вынесения предписания от 16 июня 2021 года и подлежали применению до 1 марта 2022 года.
Выданное ГУП "Московский метрополитен" предписание от 16 июня 2021 года не оспорено, срок исполнения данного предписания установлен до 11 февраля 2022 года.
С 1 марта 2022 года вступили в силу
Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 1464.
Пунктом 1 Требований установлено, что данный документ содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками, сооружениями, помещениями, оборудованием, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с
приложением N 2 к Требованиям кабельные сооружения подстанций, в том числе напряжением менее 500 киловольт, подлежат оснащению системами пожарной сигнализации.
Кроме того, СП 486.1311500.2020
(таблица 2, пункт 2) также предусматривает обязательность оборудования кабельных сооружений подстанций напряжением менее 500 киловольт системами пожарной сигнализации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признал ошибочным применение судом положений
части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к спорным правоотношениям, поскольку требование пожарной безопасности об оборудовании сооружений кабельных подстанций системами пожарной сигнализации являлось обязательным до дня вступления в силу названного Федерального
закона, действует в настоящее время и распространяется, в том числе, на сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу данного Федерального
закона.
Обстоятельства дела и мотивы, по которым апелляционный суд пришел к указанным выводам, подробно изложены в обжалуемом судебном акте.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильном применении норм материального права, обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении данного административного спора нормы материального и процессуального права судом апелляционной инстанций применены правильно.
Всем доводам, которые приводились административным ответчиком в ходе рассмотрения дела, дана надлежащая правовая оценка, изложенная в апелляционном определении.
Процессуальных нарушений, которые в силу
статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями для отмены судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь
ст. ст. 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУП "Московский метрополитен" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный
частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.