Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 N 88а-9334/2024 (УИД 76RS0011-01-2023-000953-10)
Категория: Споры с ФСИН.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком на протяжении длительного периода времени надлежащие меры по исполнению требований законодательства в области пожарной безопасности не принимаются, соответствующее бездействие влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в учреждении.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.05.2024 N 88а-9334/2024 (УИД 76RS0011-01-2023-000953-10)
Категория: Споры с ФСИН.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком на протяжении длительного периода времени надлежащие меры по исполнению требований законодательства в области пожарной безопасности не принимаются, соответствующее бездействие влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в учреждении.
Решение: Удовлетворено в части.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2024 г. N 88а-9334/2024
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Смирновой Е.Д., Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 12 марта 2024 года кассационную жалобу ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России на решение Угличского районного суда Ярославской области от 22 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 26 января 2024 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения представителя прокуратуры Ярославской области Саниной О.В., судебная коллегия
установила:
Ярославский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ярославской области обратился в суд с исковым заявлением о возложении на ФКУ "Лечебно-исправительное учреждение N 9 УФСИН России по Ярославской области" в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда обязанности устранить следующие нарушения законодательства в области пожарной безопасности:
- оборудовать помещения магазина, бани (банно-прачечного комплекса) лечебно-исправительного учреждения системой автоматической пожарной сигнализации, а чердачные помещения зданий общежития NN класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 (здание общежития);
- подключить автоматическую пожарную сигнализацию в здании продуктового склада;
- провести проверку состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачных помещений жилых корпусов общежитий NN;
- провести повторную огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачных помещений жилых корпусов общежитий NN
- подключить шлейфы автоматической пожарной сигнализации на приемно-контрольном приборе в зданиях общежитий NN N;
- в месте установки приемно-контрольного пожарного прибора системы АПС в зданиях общежитий NN и N установить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.
Просил возложить на УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности администрацией ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области.
В обоснование требований указал, что после выявления прокуратурой в 2021 году нарушения требований пожарной безопасности 28 января 2022 в адрес начальника ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области было внесено представление об их устранении. Согласно информации, поступившей в прокуратуру, в том числе и по итогам рассмотрения указанного представления учреждением приняты меры к устранению выявленных нарушений, а также запланировано проведение мероприятий, необходимых для их устранения в полном объеме.
19 июня 2023 года прокуратурой была проведена выездная контрольная проверка, в ходе проведения которой выявлены существующие ранее нарушения противопожарной безопасности, а именно:
- не оборудование помещений магазина, а также помещений банно-прачечного комплекса лечебно-исправительного учреждения системой автоматической пожарной сигнализации в нарушение статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ);
- в здании продуктового склада лечебно-исправительного учреждения автоматическая пожарная сигнализация находится в отключенном состоянии в нарушение пункта 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации";
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачных помещений жилых корпусов общежитий NN, N и N учреждения, а также повторная огнезащитная обработка сгораемых конструкций чердачных помещений в нарушение пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- чердачные помещения зданий общежитий NN, N, N класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 (здание общежития) не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации в нарушение статьи 2 Федерального Закона N 69-ФЗ, статьи 4 Закона N 123-ФЗ, подпункта 4.4, пункта 42 таблицы 3 Приказа МЧС России от 20 июля 2020 года N 539 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 486.1311500.2020. Свод правил...");
- в зданиях общежитий NN и N отключены часть шлейфов автоматической пожарной сигнализации на приемно-контрольном приборе в нарушение пункта 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479;
- в месте установки приемно-контрольного пожарного прибора системы АПС в зданиях общежитий N и N отсутствует информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации в нарушение пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
Поскольку ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области на протяжении длительного периода времени надлежащие меры по исполнению требований законодательства в области пожарной безопасности не принимаются, постольку соответствующее бездействие влечет за собой нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих наказание в указанном учреждении.
Решением Угличского районного суда Ярославской области от 22 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 26 января 2024 года, заявленные административные исковые требования удовлетворены частично, на ФКУ ЛИУ N 9 УФСИН России по Ярославской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возложена обязанность по устранению следующих нарушений противопожарной безопасности:
- оборудовать помещения магазина лечебно-исправительного учреждения системой автоматической пожарной сигнализации;
- подключить автоматическую пожарную сигнализацию в здании продуктового склада лечебно-исправительного учреждения;
- оборудовать помещения бани (банно-прачечного комбината) системой автоматической пожарной сигнализации;
- провести проверку состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций чердачных помещений жилых корпусов общежитий NN, N и N лечебно-исправительного учреждения;
- провести повторную огнезащитную обработку сгораемых конструкций чердачных помещений жилых корпусов общежитий NN N, N и N лечебно-исправительного учреждения;
- оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации чердачные помещение зданий общежитий NN, N и N лечебно-исправительного учреждения класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 (здание общежития);
- подключить шлейфы автоматической пожарной сигнализации (АПС) на приемно-контрольном приборе в зданиях общежитий NN и N лечебно-исправительного учреждения;
- в месте установки приемно-контрольного пожарного прибора системы автоматической пожарной сигнализации в зданиях общежитий NN и N лечебно-исправительного учреждения установить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации.
В кассационной жалобе административных ответчиков ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с 2, 4 и 5 абзацами статьи 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 указанного Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В частях 1, 3 статьи 5 Закона N 123-ФЗ закреплено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Как установлено в части 1 статьи 6 упомянутого Закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 1479 Правила противопожарного режима в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года N 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, согласно требованиям пункта 1.6. которых на начальника учреждения возложена обязанность по обеспечению организации и выполнения работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретению средств пожаротушения, сигнализации и связи.
В статье 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции на основании проведенной прокуратурой проверки от 19 июня 2023 года со ссылками на приведенные в обжалуемом судебном акте нормативные правовые акты пришел к выводу о несоблюдении ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области требований пожарной безопасности, нарушающих права сотрудников исправительного учреждения, осужденных, отбывающих наказание, имеющих право на безопасные условия пребывания, указал о признании иска представителем учреждения.
Однако с учетом установленной действующим законодательством процедуры выявления и освоения бюджетных средств, имущественного и финансового положения ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, организационных и технических условий, влияющих на устранение выявленных нарушений, а также с учетом признания иска административным ответчиком установил 12-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для их устранения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части возложения на ФСИН России, УФСИН России обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности администрацией ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, суд указал, что это будет являться вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственных органов, в чью компетенцию входит разрешение вопросов о формировании бюджета и выделении бюджетных ассигнований на соответствующие нужды, а суд на совершение указанных действий не правомочен.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с постановленным решением по существу, указал при этом на ошибочность вывода суда первой инстанции о признании иска административным ответчиком ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, а также на неправильное применение судом при разрешении требований положений Приказа МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", поскольку указанный нормативный правовой акт в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора не применяется.
В кассационной жалобе административными ответчиками приводятся доводы о том, что определенный срок для устранения выявленных нарушений противопожарной безопасности является заведомо невыполнимым, поскольку после доведения бюджетных ассигнований в 2024 году для выполнения указанных работ будет необходимо в соответствии с Федеральным Законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" провести конкурс для определения подрядчика, процедуры по закупке материала. Указывается, что минимальный срок необходимый для реализации вышеуказанных мероприятий составляет 36 месяцев.
Приведенные доводы основанием для отмены обжалуемых судебных актов не являются.
Определенный судом первой инстанции при постановке обжалуемого решения двенадцатимесячный срок для устранения выявленных нарушений в полной мере отвечает критериям разумности, обеспечивая баланс интересов сторон, а ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в соответствии со статьей 189 КАС РФ.
Довод о необходимости проведения конкурса для устранения выявленных нарушений противопожарной безопасности в соответствии с Федеральным Законом N 44-ФЗ основанием для отмены обжалуемых судебных актов также не является, поскольку указанное обстоятельство может быть учтено при решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, а отсутствие у учреждения возможности обеспечить осужденным надлежащие условия содержания, независимо от причин, не освобождает от исполнения законодательно возложенной обязанности по надлежащему противопожарному содержанию мест размещения лиц, признанных виновными в совершении преступлений.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится, а обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлены.
Выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Угличского районного суда Ярославской области от 22 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 26 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
О.М.ЦИРКУНОВА
Судьи
Е.Д.СМИРНОВА
Д.А.ИВАНОВ
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 мая 2024 года.